ЭНЦИКЛОПЕДИЯ |
Утопия и реальность - большая разница
Утопия (др.-греч. τοπος — «место», ου-τοπος — «не место», «место, которого нет») — жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества. В отличие от антиутопии характеризуется верой автора в безупречность модели.
Название жанра происходит от одноимённого произведения Томаса Мора — «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», в котором «Утопия» лишь название острова. Впервые же в значении «модель идеального общества» это слово встречается в книге путешествий английского священника Сэмюэла Перчеса «Паломничество» (Pilgrimage, 1613). Там же впервые употребляется и прилагательное «утопический» (utopian).
Несмотря на столь позднее укрепление этого термина, первой утопией в истории западной литературы считается модель идеального общества в диалоге Платона «Государство». Кроме того, утопические мотивы присутствуют в мифологиях практически любых народов.
История
Начало жанра было положено ещё трудами античных философов, посвящённых созданию идеального государства. Самым известным из которых является «Государство» Платона, в котором он описывает идеальное (с точки зрения рабовладельцев) государство, построенное по образу и подобию Спарты, с отсутствием таких недостатков присущих Спарте, как повальная коррупция (а взятки в Спарте брали даже цари и эфоры), постоянная угроза восстания рабов, постоянный дефицит граждан и т. п.
Жанр пережил возрождение в Эпоху Возрождения, связанное с именем Томаса Мора, написавшего «Утопию». После чего начался расцвет жанра утопии с активным участием социал-утопистов. Позднее, с началом промышленной революции, начали появляться отдельные произведения в жанре антиутопии, изначально посвящённые критике сложившегося порядка. Ещё позднее появились произведения в жанре антиутопии, посвящённые критике утопий.
Классификация и признаки утопии
Многие специалисты-литературоведы и философы выделяют утопии:
* технократические, то есть такие, где социальные проблемы решаются путем ускорения научно-технического прогресса.
* социальные, которые предполагают возможность изменения людьми собственного общества.
Среди последних утопий иногда выделяют эгалитарные, идеализирующие и абсолютизирующие принципы всеобщего равенства и гармоничного развития личностей (И. А. Ефремов, «Туманность Андромеды») и элитарные, отстаивающие построение общества, расслоенного по принципу справедливости и целесообразности (А. Лукьянов, «Чёрная пешка»).
Широко распространено убеждение, что утопии не должны содержать антигуманистических элементов, и представляют собой заведомо несбыточную красивую мечту о будущем. Некоторые утопии, напротив, выстроены в стиле инструкций по практическому воплощению их в жизнь.
Основной отличительной чертой утопии, её спецификой является то, что при её создании не учитывались ограничения реального мира. В частности — исторические предпосылки. Поэтому часто в обыденном сознании утопия воспринимается как нечто несбыточное, нереализуемый социальный идеал. Это также является конструктивной особенностью утопии. С общетеоретической точки зрения при определённых условиях утопия может быть реализована.
Согласно мнению советских идеологов об утопии, выраженном Константином Мзареуловым в книге «Фантастика. Общий курс», описанном как «утопия и антиутопия: идеальный коммунизм и погибающий капитализм в первом случае сменяется на коммунистический ад и буржуазное процветание во втором». Что примечательно, согласно такой идеологически подкованной классификации практически все произведения киберпанка оказываются... утопиями.
« …не стоит и смотреть на карту, раз на ней не обозначена Утопия, ибо это та страна, на берега которой всегда высаживается человечество. А высадившись, оно начинает осматриваться по сторонам и, увидя лучшую страну, снова поднимает паруса.
Оскар Уайльд. «Душа человека при социализме»
Классические утопии
Пожалуйста, добавляйте другие утопии в списки:
Основные статьи: Список утопий, Список российских утопий
* Платон, «Государство»
* Томас Мор, «Утопия» («Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия») (1516)
* Томмазо Кампанелла, «Город солнца» («Город Солнца, или Идеальная республика. Политический диалог») (1602)
* Иоганн Валентин Андреэ, «Христианополь» («Крепость Христа, или Описание республики Христианополь») (1619)
* Фрэнсис Бэкон, «Новая Атлантида» (1627)
* Дени Верас, «История севарамбов» (1675)
* Луи Мерсье, «2440 год» (1770)
* Этьен Кабе, «Путешествие в Икарию» (1840)
* Николай Чернышевский, «Четвертый сон Веры Павловны» (1863)
* Сэмюэл Батлер, «Едгин» (1872), «Возвращение в Едгин» (1901)
* Эдвард Беллами, «Взгляд назад» (1888)
* Уильям Моррис, «Вести ниоткуда» (1891)
* Александр Богданов, «Красная звезда» (1908)
* Иван Ефремов, «Туманность Андромеды» (1956)
* Олдос Хаксли, «Остров» (1962)
Дата: 08.01.2010
Просмотров: 7110
Рейтинг: 0
Комментарии:
Юлец | 07.10.2010 22:26
Помогло. Спасибо. Завтра хоть расскажу чего на занятиях. А то в учебнике ничего не понятно.
|
Колян | 18.10.2010 21:49
Здорово! Место, которого нет!
|