Главная | Энциклопедия | Чем отличается?

   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


Игра

На печать

Развитие в игреИгра, являясь ведущей деятельностью, имеет огромное значение для развития ребенка. В игре зарождаются и интенсивно развиваются многие личностные качества, такие как любознательность, инициативность, самостоятельность, общительность, умение налаживать взаимоотношения, развивается творчество. Л.С. Выготский, рассматривая значение игры, писал, что в игре появляются волевые мотивы, происходит образование жизненного плана, произвольного намерения - все это ставит игру на высший уровень развития и возносит ее на гребень волны, делая ее девятым валом дошкольного возраста. А.В.Запорожец отмечал, что в игре происходит развитие эмоциональной сферы, ребенок переживает такие чувства, которые ему не доступны в реальной жизни.

Игра, как ведущая деятельность, имеет большое значение в подготовке ребенка к школе. К сожалению, многие взрослые недооценивают роль игры для подготовки ребенка к обучению в школе. Они стремятся научить ребенка читать, писать, считать и совершенно не заботятся о том, как он играет. Хотя многие известные ученые отмечали, что если в дошкольном возрасте игра не сформирована, то, поступив в школу, ребенок продолжает играть. Нередки случаи, когда младший школьник отдает предпочтение игре, а не учебе.

Однако в последнее время мы замечаем, как игра заменяется ранним обучением детей. Завышенные требования современных родителей к уровню интеллектуального развития детей без учета специфических детских потребностей в игре: активной деятельности, эмоциональном общении с взрослыми и сверстниками, приводят к тому, что жизнь дошкольника оказывается задидактизированной. Притом, что дети в результате механического заучивания "поглощают" предлагаемый им взрослыми объем знаний, пока не доступный их восприятию, что приводит к снижению познавательного интереса и познавательной активности детей. Знания и навыки, приобретаемые детьми в школах на подготовительных курсах, порой оказываются узко направленными, в результате затруднен перенос ребенком знаний в новые условия (ребенок не может пользоваться ими как собственными достижениями).

Кроме того, "маленькие знайки" часто лишены самой главной составляющей сути детства, бесценного периода жизни и развития, каждого человека: у них отсутствует живой, непосредственный интерес ко всему, происходящему в окружающем мире, по-детски эмоциональное его восприятие. Следствием всего этого является не только увеличивающееся из года в год количество отклонений в функциональном развитии детей, но и возникновении большого числа школьных трудностей; негативное формирование мотивационно-потребностной сферы личности ребенка.

Если в дошкольном возрасте игра не сформирована как деятельность и не достигла "высшего уровня" своего развития, то будет затруднен переход к освоению учебной деятельности и ребенок в школе продолжит играть. В игре происходит процесс, который ведет к возникновению у ребенка стремления учиться. В старшем дошкольном возрасте потребность в расширении круга познания и углубления имеющихся знаний, через активную умственную работу зарождает новый мотив собственно познавательной деятельности (сколько надо знать ребенку, чтобы взять на себя роль капитана: набрать команду, распределить поручения - кто за что отвечает, все проконтролировать, управлять кораблем так, чтобы не сбиться с курса - уметь ориентироваться по географической карте, проявить умение договориться с каждым членом команды и с пассажирами+). Игровой и познавательный мотивы взаимодействуют.

Игра реализует потребность ребенка в достижении успеха, обуславливает развитие таких личностных качеств, как активность, инициативность, любознательность креативность, социальная компетентность.

Исходя из собственных научных воззрений, разные авторы по-разному характеризуют многообра зие функционального назначения игры следующим образом:

1. Функция коммуникации игры заключается в том, что ребенок, играя, входит в реальный контекст сложнейших человеческих отношений. Игровое общение включает в себя специфические нормы поведения: сыгранность и независимость, общность интересов и личные пристрастия, взаимопонимание и способность действовать и принимать решения сообща. игра - деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым прави лам и конкретная. Она вводит ребенка в реальный контекст сложнейших человеческих отношений. Детям абсолютно необходимы общая мечта, общее желание быть вместе, опыт коллективных переживаний. Дети в игре сходятся быстро, и любой ее участник интегрирует опыт, полученный от других играющих. Вступая в игру коллектива, ребенок берет на себя ряд моральных обязательств перед партнера ми. Коммуникативное общение детей - важнейшая проблема педагогики.

2. Диагностическая функция игры дает возможность распознать, предсказать потенциал детей. Ребенок в игре способен проверить свой ин теллект, силу, творческие задатки, характер. Диагностика - способность распознавать, процесс постановки диаг ноза. Диагноз - определение не только существа и особенностей болезни, но и отклонений в поведении ребенка и вместе с тем в нормативном поведении. игра обладает предсказателъностъю, она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, во-первых, потому, что индивид ведет себя в игре на максимальности проявлений (физические силы, интеллект, творчество), во-вторых, игра сама по себе особое "поле самовыражения". игра убедительно раскрывает в детях истинно детское, личностное, свидетельствует о том, что дети могут быть неблагоразумны, шумливы, озорны, конфликтны, дерзки и т.п. Учебная деятельность детей выстроена как авторитарно-императивный процесс, рассчитанный на послушание, благоразумие, дисциплину, она до сих пор сохраняет эту сущность. Дети либо принимают "правила" этого про цесса и приспосабливаются к нему, сдерживая чисто детские импульсивные реакции, эмоциональные отражения. Им хочется смеяться, двигаться, кри чать, т.е. естественно реагировать на дидактические раздражители, но, по скольку это осуждается, они загоняют эмоциональные порывы вовнутрь, "делают вид", испытывая от этого унижение и раздражение, либо проявляют строптивость, протест, даже дерзость. Как в первом, так и во втором случае желание познавать, учиться часто приглушается императивом, сдерживается. игра диагностична, и уже потому она есть "зона ближайшего развития". Поскольку игровая деятельность представляет произвольное, обобщенное воспроизведение действительности и является внеутилитарной по своему характеру, она для ребенка привлекательна в силу удовлетворения желаемых, а не навязанных извне действий. Ребенок сам в игре проверяет (самодиагностирует.) свои силы, возможно сти в свободных действиях, самовыражаясь и самоутверждая себя. Для этого ему необходимо знать себя. игра побуждает его к самопознанию и одновременно создает условия внутренней активности личности. Огромное количество игр построено на интриге "познай себя", "проверь себя". Для педагогов и воспитателей игра - законный и наиболее удобный ме тод диагностики детей еще и потому, что игра - форма их поисково-экспериментального поведения. Известно, игра наиболее объективно выявля ет ресурсы интеллекта, двигательный потенциал, творческие задатки и ха рактер, качество межличностных отношений детей друг с другом (симпатии, антипатии). "В каждой хорошей игре, - писал А.С.Макаренко, - есть, прежде всего, рабочее усилие и усилие мысли... игра без усилия, игра без активной деятельности - всегда плохая игра... Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре".

3. Игротерапевтическая функция игры способствует снятию страхов, боязни, эмоционального напряжения. игра стимулирует в ребенке органы, ранее бездействующие, и тем самым восстанавливает равновесие его сил.

4. Функция коррекции в игре. Ее механизм необходим в практике по тому, что значительной части детей свойственны утомляемость, замкнутость, вспыльчивость, конфликтность, агрессивность, капризность и другие нега тивные проявления, которые порождают несовместимость в общении, раз рушают внутриколлективные отношения.

5. Функция самореализации ребенка в игре является одной из главных, поскольку детям в большинстве своем важен сам процесс игры (пространство для самореализации), а не ее результат. Ребенок стремится самостоятельно принимать различные решения. Это одна из основных функций игры. Реализация - осуществление ка кого-либо плана, намерения, исполнение желаний самим индивидом. Для ре бенка игра важна как сфера реализации себя как человека, как личности. Именно в этом плане ребенку важен сам процесс игры, а не ее результат, или конкурентность, или возможность победы, или достижение какой-либо цели. Процесс игры - пространство самореализации. игра - уникальный по лигон человеческой практики ребенка, действительности как области при менения и проверки накопленного опыта. Поскольку моделируемая в игре практика, результаты разных игровых открытий переносятся на совершенст вование дальнейшей практической деятельности, именно это обстоятельство становится важнейшим, если учесть саму функцию многих игр - постановка и решение различных проблем в деятельности. Человеческая практика постоянно вводится в игровую ситуацию для того, чтобы раскрыть возможные или уже имеющиеся проблемы у ребенка и моделировать их снятие. Практически во всех детских играх выражена сущность объективной действительности и жизненной правды. Материал для игр дети приобретают только из окружающего мира. Для действительной жизни у ребенка в период детства слишком мало душевного материала, мало опыта, недостаточно сложившихся представлений, но он хочет жить активно и деятельно. игра становится его жизнью, и он в этой жизни личность сво бодная, самостоятельная, живущая полной детской и неполной взрослой жизнью. На наш взгляд, особенно в период подготовки ребенка к школе, необходимо создать условия для развития психолого-педагогического потенциала игровой деятельности: отказаться от подмены игры уроками, обеспечить максимальную двигательную активность на занятиях. Организовать игровую деятельность детей в соответствии с возрастными особенностями. Создать игровую развивающую среду, максимально отражающую содержание детской деятельности. Использование игровой деятельности включено в развивающие программы для детей дошкольного возраста в Центре поддержки развития детей "Маленькая страна", занятия здесь ориентированны на игру, интерес, творческую самореализацию развивающейся личности, развитие интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей детей.

 


Благодарим за интересную статью Центру поддержки развития детей "Маленькая страна"!

Адрес: Адрес: Нижний Новгород, Нижегородский р-н,ул Ильинская, д. 65
Тел.: 4305-333, 8-905-662-05-69
E-mail: [email protected]

Дата: 10.02.2010
Просмотров: 4910
Рейтинг: 0






Комментарии:

Светлана | 23.01.2012 10:14

Для ребенка игра - это репетиция реальной взрослой жизни. Существуют даже методы лечения детских психологических отклонений с помощью игры.


Рейтинг: 0 

Светлана | 23.01.2012 10:16

Кстати сказать, если ребенку дается какое-то новое и незнакомое задание, психологи рекомендуют сначала проиграть его с ним, чтобы понять, насколько правильно он все усвоил.


Рейтинг: 0 

Оставьте свой комментарии:
Ваше имя*: 
Комментарий*: 
Введите ответ цифрой*:  2-8=
Забыли пароль?
Вы действительно хотите выйти?