Светлана Хусаинова

  Блоги

 


Великая эпоха Возрождения – эпоха расцвета человечества

На печать

Великая эпоха Возрождения: истоки и эволюция

Когда мы оглядываемся на ушедшие века, уже поделенные историками на великие эпохи, нам представляется, что и люди, жившие в те годы, не могли не ощущать значимости своего времени. Граница эпох выглядит для нас столь очевидной, что те поколения, на наш взгляд, просто должны были сразу ее почувствовать.

В действительности, как мне кажется, люди во все времена жили так же,  как и мы с вами - поглощенные повседневными заботами, и совершенно не замечали смены эпох. И лишь спустя столетия  историки, рассказывая о  том времени, написали: « это было настоящее Возрождение искусства после его тысячелетнего прозябания».

Собственно, только в XVI веке, в трудах историка искусств Джорджо Вазари  и возник  термин - эпоха Возрождения или Ренессанс.

Надо сказать, что начался этот, без преувеличения,  величайший период в истории человечества, время расцвета культуры и искусства, вполне скромно и довольно неожиданно на первый взгляд - с принятия республиканской конституции во Флоренции в 1293г.

Казалось бы, какое отношение имеет конституция, дающая равные гражданские права разным сословиям, к великим творениям той эпохи?

На самом деле, та атмосфера свободы и экономического благополучия, которая создалась во Флоренции, оказалась определяющей для появления творческих идей. В городе начали создаваться кружки образованных людей, называвших себя гуманистами.

Правда, к гуманности, в современном значении этого слова, они не имели никакого отношения. Этот термин обозначал лишь интерес к наукам, изучающим человека в противовес теологии - науке о Боге.

Кстати, вполне закономерно, что именно Италия стала родоначальницей эпохи Возрождения.

Богатые и независимые итальянские города славились развитыми цехами ремесленников и зажиточными купцами.  В них были особенно сильны  те сословия, из которых потом вырос мощный класс буржуазии. А ведь именно она, на заре своего существования, оказалась той движущей силой, которая породила активное развитие многих областей культуры и искусства в эпоху Возрождения.

Кроме того, итальянцы, можно сказать, жили буквально на зарытых сокровищах. Когда во время раскопок, а может быть просто при рытье ямы под фундамент здания, из земли начали извлекать памятники культуры ушедшего Рима, они не могли не потрясти изрядно поумневшее человечество своей красотой и гармонией.

В XIV веке в Италии начался небывалый расцвет искусств, ставший ярким отблеском античности.

Впервые за тысячу лет христианства наследие Рима и Греции стало восприниматься не как остатки язычества, а как произведения искусства. Конечно, даже стремление к возрождению античной культуры не могло заставить истинных христиан вернуться к древним верованиям, но восхищение найденными сокровищами дало толчок новым прекрасным творениям.

Кроме того, именно  с гуманистов начинается постоянное изучение античных памятников, включение их в систему образования.

Но не только это поражает в описаниях эпохи Возрождения.

Пожалуй, еще более удивительным является уровень общего развития человека. В то время, если верить историческим хроникам, не было ни одного значимого человека, который не совершал бы дальних путешествий, не знал нескольких языков и не блистал в разных областях творчества.

Собственно, сейчас мы бы назвали многих из них представителями буржуазии, но никакой буржуазной ограниченности в тех людях не было и в помине.

Кстати, интересный парадокс. Хотя основной темой произведений искусства того времени была религия - чаще всего, сцены из Библии, получившиеся шедевры носят явно светский характер, благодаря деталям и персонажам. Граница между церковным и светским искусством стала настолько размытой, что именно светская культура набирала все большую силу.

Гуманистические идеи начали распространяться по Европе.

Происходило это не сразу, но дух  эпохи Возрождения, дух свободы личности и жажды знания, носителем которого стала зарождающаяся буржуазия,  оказал огромное влияние на культуру и жизненный уклад всех народов.  

Конечно, в то время силы буржуазии и дворянства были неравны, но новый класс, на который опиралась королевская власть, стремившаяся прижать феодалов, стал все активнее заявлять о своих правах. И благодаря этому, общество сделало первые, еще очень робкие, шаги от феодализма к капитализму.

Это движение, это влияние прогрессивных идей привели к всплеску в развитии искусств во всех странах, хотя с довольно большой разницей во времени. Да и такого яркого и длительного расцвета, как в Италии, не повторилось больше нигде в Европе.

Кстати, именно в этот период окончательно формировались сами национальные государства. А поскольку границы их до этого времени были довольно размыты и потребовали уточнения, то по Европе прокатилось множество вооруженных конфликтов из-за спорных территорий. И самым длительным из них оказалась Столетняя война между Англией и Францией.

Каким же был костюм эпохи Возрождения?

Собственно, какого-то конкретного фасона не существовало. Скорее можно говорить об общих тенденциях.

Во-первых, стерлись грани между сословиями, и теперь костюм определялся лишь имущественным положением человека. Кстати, в более поздний период, из одежды исчезли детали, подчеркивающие пренебрежение к труду.

Во-вторых, поскольку моду снова стала определять гармония духа и тела, одежда потеряла изысканную, но застывшую графичность силуэта, принятую в средние века, зато приобрела большую живописность красок и общую свободу, подчеркивающую именно красоту человеческого тела.

Надо сказать, что модные тенденции в разных странах сильно отличались, хотя нельзя не заметить их влияния друг на друга. Давайте рассмотрим те страны, которые были самыми влиятельными.

Великая эпоха Возрождения: прославленная красота итальянок


Самой яркой и самобытной страной в то время была, конечно же, Италия. И итальянский костюм, особенно женский, очень выгодно отличался на фоне других стран.

Женская красота, воспетая итальянскими поэтами и художниками,  лишь подчеркивалась и дополнялась нарядом. Из хрупкой и нежной Прекрасной дамы Средневековья как роза из бутона расцвела зрелая женщина – стройная, статная и пышная.
 
Кстати сказать,  художники внесли свою лепту и в создание костюма, придумывая наряды для своих моделей, которые потом «уходили в народ». Достигнутый эффект был настолько велик, что послы иностранных держав, отправляя донесения своим государям, нередко подробно описывали в них женские наряды.
 
Что же отличало наряды итальянок?

В период Раннего возрождения в XIV - XV веках, поверх простого нижнего платья с длинными рукавами итальянки надевали верхнее, сделанное из светлых узорчатых тканей. Это верхнее платье делалось достаточно  свободным, иногда оно имело шлейф и свисающие рукава, порою не сшивалось по бокам, но главная его красота была в том, что женщины подпоясывали его, создавая каждый раз новые элегантные складки. 

Высокое возрождениеВ более поздний период эпохи Возрождения, в конце XV начале XVI веков, платье начинает четко разделяться на лиф и юбку, причем, лиф обычно имел большой квадратный вырез и шнуровался впереди по фигуре, а юбку просто собирали в складки и пришивали.

Рукава же, в отличие от юбки, в те времена было не принято пришивать. Их чаще прикрепляли на плечах с помощью шнуровки. В рукавах  обычно делались разрезы, сквозь которые было видно нижнее платье, но об истоках этой модной тенденции я расскажу чуть позже.

Кстати, «бургундские моды» практически не оказали влияния на женскую одежду, чего нельзя сказать о мужских нарядах.

Наряды мужчин были довольно разнообразны.

Причем  выбор костюма во многом зависел от возраста и положения своего хозяина.

Юноши, следовавшие бургундским модам, надевали узкую короткую куртку и пестрые штаны-чулки, изо всех сил стараясь подчеркнуть достоинства своей фигуры.

Причем, детали куртки часто делались из разных материалов и не сшивались, а скреплялись шнуровками, так что в целом она представляла собой своеобразный конструктор – например, рукава от одной куртки можно было легко прикрепить к другой. Сквозь разрезы и шнуровки проглядывала белая рубашка, что создавало особый декоративный эффект.

Мужчины более солидного возраста или должности носили одежды длинные, свободные, красиво задрапированные под пояс, как символ своего положения. Часто такие одежды имели рукава, свисающие до пола. Глубокий квадратный вырез, принятый у этих кафтанов, сформировал моду на нагрудники из тончайшей белой ткани с вышивкой.

Надо заметить, что европейские энены не были популярны в Италии, да и вообще, женщины сравнительно мало носили головные уборы,  предпочитая оставлять волосы распущенными или уложенными в косы.

Именно светлые волосы в эпоху Возрождения считались красивыми.

Поэтому итальянки прибегали к немалым ухищрениям, чтобы добиться самого модного цвета. Кроме вполне знакомой покраски волос, они обесцвечивали их под палящим итальянским солнцем.

Для этого смоченные специальным раствором волосы раскладывали на поля широких шляп без донышка и просиживали целыми днями на крышах домов или в специальных будочках без крыш. Нужный эффект достигался лишь за несколько недель, так что их терпению можно только позавидовать.

Ну, а поскольку не каждая женщина могла похвастать очень густыми волосами, итальянки изобрели шиньон – чужие волосы, приколотые к прическе, призванные создать большую пышность на голове.

Великая эпоха Возрождения: пестрая мода германских «мачо»


В центральную Европу эпоха Возрождения пришла в начале XVI века, и здесь отсчет принято начинать с реформирования церкви Мартином Лютером.

Что интересно, вклад Франции, этой законодательницы мод на протяжении почти всей своей истории, в те времена ограничился «бургундскими модами», а вот следующий шаг в модных тенденциях был сделан в Германии.

Как я уже говорила, это было время частых вооруженных конфликтов, а значит, Европе  эпохи Возрождения требовалось много наемных солдат – ладскнехтов, которым к тому же не очень-то регулярно платили жалование. Главным их доходом были военные трофеи, среди которых значительную часть составляла одежда.

Вполне понятно, что большинство нарядов, скорее всего, просто не подходило по размеру, да и двигаться в них было не всегда удобно. Опять же, одежда была не новой и от дырок не застрахованной.

Чтобы приспособить ее для себя, солдаты стали разрезать платье в особо узких местах, а заодно и на месте дырок, делая  прямые, волнистые и фигурные разрезы. Так вынужденное, в общем-то, действие, превратилось в элемент модной отделки.

 РеформацияМода на разрезы стала очень популярна.

Она оказалась настолько близка по духу мирному населению, сбросившему с себя существовавшие столетиями религиозные догмы, что быстро прижилась и среди штатских.

Сначала в разрезы была видна нижняя белая рубашка, но довольно скоро ее заменила специальная ткань, которую подкладывали вниз. Возможно, причиной был элементарный страх потерять свое верхнее платье, превращавшееся порой в набор ленточек.  

Причем,  франты, особо увлекавшиеся модой, вскоре стали разрезать не только штаны и куртки, но также перчатки, башмаки и головные уборы.

Кроме того, видимо, для особой яркости, мужчины часто делали части костюма из разных материалов, не особо озадачиваясь сочетанием цветов и фактур ткани.  Например, сочетание левого желтого чулка с  правым фиолетовым, при штанинах красного и зеленого цветов, считалось в то время «последним писком моды».

А что же дамский костюм?

Конечно, женщины не могли остаться совсем равнодушными к новой моде, но их разрезы ограничились, в основном, рукавами. В целом же силуэт был близок к итальянскому фасону  позднего периода эпохи Возрождения: отрезной лиф с глубоким вырезом и пришитая к нему юбка из тяжелых материалов, собранная в складки.

Волосы чаще всего прикрывали сеткой, сделанной из золотых или серебряных нитей, и большим бархатным беретом. А вот ноги было принято прятать полностью, даже показ ступни считался верхом неприличия.

Великая эпоха Возрождения: независимость английской моды


В начале XVI века идеи итальянской эпохи Возрождения доходят и до Англии. Строгий этикет двора, консерватизм и практичность англичан, да и просто большее расстояние до источника идей, привели к тому, что костюм в Англии менялся гораздо реже и медленнее.

 Англия возрождение Хотя мода на разрезы пришла и туда, но англичане все-таки сохранили здравый смысл и самобытность своего костюма.

При дворе Генриха VIII самым значительным и эффектным элементом наряда стали рукава. У мужчин они были пышными, богато расшитыми, а у женщин широкими, крылообразными.

Надо заметить, что рукава были именно самостоятельным элементом, а вовсе не частью какого-нибудь камзола или платья. Как и в Италии, их можно было  легко прикрепить к нужному наряду, было бы желание.

Общий силуэт мужского костюма был квадратным, «шкафообразным». Задавали его пышная  форма мужских рукавов и популярная в то время верхняя одежда, называвшаяся  гуано, и представляющая собой широкий и длинный жилет, отделанный мехом.

Кстати, у англичан быстро прижились верхние широкие штаны, которые надевали поверх уже знакомых штанов-чулок. А в середине XVI века именно в Англии была изобретена вязальная машина, и с тех пор сначала англичане, а потом и вся Европа стали носить вязаные чулки.

Наряд английских женщин мало отличался от европейского наряда эпохи Возрождения.

Но было в нем два уникальных элемента, которые не носили больше нигде. Одним из них стали широкие рукава, о которых уже упоминалось, а вторым чепец-турэ, имевший форму домика – сугубо национальное изобретение, который был  очень популярен в Англии почти весь период царствования Генриха VIII.

 Заканчивая рассказ о костюме эпохи Возрождения, я хочу подчеркнуть, что пока моду в Европе задавала Италия, взявшая за образец античное искусство, одежда, как бы, «подчинялась человеку», подчеркивая естественную красоту тела и не стесняя движений.

Уже в середине XVI века, когда европейскую моду стала диктовать Испания, ситуация изменилась кардинально. Но об этом мы поговорим в следующий раз.

 

Дата: 04.12.2011
Просмотров: 6284
Рейтинг: 0


Облако тегов: эпоха возрождения, ренессанс, мода эпохи возрождения, история костюма, история моды, костюм эпохи возрождения
Комментарии:

22222ц2 | 20.02.2015 17:27

фигня


Рейтинг: 0 

Здравствуйте! Вас интересуют клиентские базы данны | 01.10.2017 03:53

Здравствуйте! Вас интересуют клиентские базы данных? Ответ на Email: [email protected]


Рейтинг: 0 

Захар | 26.01.2019 10:02

Перезвоните мне пожалуйста 8(921)995-64-28 Захар.


Рейтинг: 0 

Алексей | 27.06.2019 21:53

Перезвоните мне пожалуйста 8(812)747-16-80 Алексей.


Рейтинг: 0 

Антон | 28.06.2019 19:59

Перезвоните мне пожалуйста по номеру 8(953)367-35-45 Антон.


Рейтинг: 0 

Антон | 01.07.2019 20:50

Перезвоните мне пожалуйста по номеру 8(921)740-47-60 Антон.


Рейтинг: 0 

Антон | 11.07.2019 04:10

Перезвоните мне пожалуйста по номеру 8(953)367-35-45 Антон.


Рейтинг: 0 

Антон | 12.07.2019 23:30

Перезвоните мне пожалуйста по номеру 8(921)645-57-23 Вячеслав.


Рейтинг: 0 

Антон | 25.07.2019 18:08

Перезвоните мне пожалуйста по номеру 8(962)685-78-93 Антон.


Рейтинг: 0 

Евгений | 06.08.2019 13:34

Перезвоните мне пожалуйста 8 (931) 979-09-12 Евгений.


Рейтинг: 0 

Антон | 12.08.2019 12:45

Перезвоните мне пожалуйста 8 (962) 685-78-93 Антон.


Рейтинг: 0 

Виктор | 22.08.2019 01:13

Перезвоните мне пожалуйста 8 (953) 345-23-45 Виктор.


Рейтинг: 0 

Виктор | 28.08.2019 23:42

Перезвоните мне пожалуйста 8 (962) 685-78-93, для связи со мной нажмите цифру 2, Евгений.


Рейтинг: 0 

Оставьте свой комментарии:
Ваше имя*: 
Комментарий*: 
Введите ответ цифрой*:  5+8=




Забыли пароль?
Вы действительно хотите выйти?