>

gmail sign in create gmail account i forgot gmail password



Светлана Хусаинова

  Блоги

 


Величественный XVI век - эпоха прогресса

На печать

Величественный XVI век: обзор эпохи

XVI век  - особый период в истории человечества.

Это было время развития цехов и торговли.

Время великих географических открытий, когда европейцы шагнули за пределы своего континента и нашли целый мир, быстро ставший сферой их интересов.  

Время реформации церкви, когда новое прочтение Библии определило исторический путь целых народов.

Казалось бы, человечество, увидевшее и узнавшее много нового, должно было двинуться к прогрессу семимильными шагами. Но, увы! Как доказывает история, причем на наглядных примерах, любой взлет неизбежно сменяется падением. А может быть, это доказывает физика? Но не будем отвлекаться.

XVI век  – эпоха позднего возрождения, для которой характерны черты кризиса.

Как это часто бывает, светлые идеалы гуманизма не выдержали столкновения с реальной действительностью, а религиозность и мистицизм вернули утраченное раньше влияние.

Неверие в возможность гармоничного развития личности заставило  часть художников отгородиться от жизни и окончательно оторвать искусство от реальности. Возможно, эти идеалы стали еще более прекрасными, но в их творчестве уже не было того ощущения жизни, которое свойственно эпохе Возрождения.  

Появившееся направление искусства получило название маньеризм и к середине века оно распространилось по всей Европе. Произведения маньеристов изящны, но жеманны и холодны. Так и костюм этого времени красив, но это уже совсем другая красота, да и образ, создаваемый им, стал другим.

Родиной этого нового костюма была Испания, ставшая в XVI веке самой влиятельной европейской державой. А чтобы понять, почему такой наряд появился именно там, стоит немного углубиться в историю этой страны.

Величественный XVI век: инквизиция и придворный этикет Испании

Испания с VIII века боролась за освобождение своего полуострова от мавров, ведя долгую национально-освободительную войну – реконкисту. И хотя борьба шла с переменным успехом, потому что между делом христианские государи разбирались и между собой, но в 1492 году последнее мавританское королевство было стерто с карты Иберийского полуострова.

В XVI веке Испания стала самой могущественной страной христианского мира

 Этому немало способствовало открытие Христофором Колумбом Нового Света, откуда золото в страну потекло таким потоком, что даже средний класс заметно обогатился.
 
Кстати сказать, первой сильной морской державой была Португалия, мореплаватели которой стали первооткрывателями Африки и Индии. Между соседями не могла не начаться острая борьба за влияние на море, но закончилась она без войны – после гибели португальского короля в 1578 году ему наследовал король Испании.

Так что, во второй половине XVI века именно Испания стала хозяйкой всех вновь открытых земель и крупнейшей колониальной державой. Это было государство, «в котором никогда не заходит солнце». Американское золото позволяло содержать сильную армию и флот, да и иными способами активно влиять на другие европейские страны, если их политика была неугодна Испании.

Политика испанского двора была крайне реакционной.

Надо заметить, что неограниченная власть, которую имела католическая церковь в Испании, тоже было следствием реконкисты – ведь именно на нее опирались короли  и народ в многовековой борьбе против «неверных», а такая ситуация всегда заставляет людей жестче придерживаться установленных правил.

Так получилось и здесь – испанская католическая церковь в XVI веке отличалась особым аскетизмом и фанатизмом, причем этот фанатизм поддерживался массами.
 
Кстати сказать, сами народные массы Испании были весьма неоднородны.

С одной стороны это были крестьяне и ремесленники, рано освободившиеся от крепостной зависимости, принимавшие активное участие в реконкисте, а потому имевшие весьма вольный нрав.

А с другой - множество мавров и евреев, составлявших наиболее состоятельную и образованную часть населения. Вполне понятно, что их богатство  не могло не вызывать зависть народа, а кроме того создавало немалый соблазн для королевского двора.

В таких условиях и расцвела святая инквизиция, ставшая главной опорой власти. Тем более, что к порядку надо было призвать не только богатых «неверных», но и собственный народ,  который «слишком много воли взял».

Результатом такой реакционной политики стал тот факт, что яркий расцвет Испании, где в начале века активно развивались города и ремесла,  довольно быстро, уже к концу XVI  века, превратился в закат, приведя страну на грань экономической катастрофы.

Любые ростки прогресса в самых разных областях деятельности встречали жестокий отпор, а инквизиция помогала избавлять неугодных от имущества, а если надо, то и от жизни.

На  этом я закончу свой исторический обзор, который помог нам увидеть истоки моды.

Каким же был костюм, рожденный той эпохой?

Именно при дворе испанского императора  КарлаV, этого «величайшего церемониймейстера всех времен», родился костюм совершенно новой формы и характера, наглядно воплощавший новое художественное направление – маньеризм.  

Сам дух костюма явно выражал аристократическую неприступность и придворную церемонность, которые были совершенно противоположны характеру нарядов предыдущего века.

Мужской наряд был стилизован под латы рыцаря – завоевателя мира и женщин.

Изготавливался  он, конечно,  не из металла, а из шелка и бархата, но жесткая подбивка конским волосом  всех элементов делала наряд мужчин почти столь же жестким, как и настоящие латы. Да и для военных действий эта одежда вполне подходила, хоть и создавалась для придворной службы.

Куртка – дуплет или пурпен – имела подчеркнуто тонкую талию и небольшую пришивную баску. Штаны представляли собой два жестких шара, которые и надевались как две отдельных части поверх обтягивающих чулок.

Кстати сказать, чулки в те времена носили только мужчины, а  к концу XVI века вязальные машины стали снабжать всю Европу именно связанными чулками. В качестве верхней одежды чаще всего одевался короткий плащ. Из-под него воинственно торчала шпага, которую именно в XVI веке стали носить вместо меча.

Воротник-стойка у куртки  был так высок и жесток, что кружева нижней рубашки поднимались и образовывали вокруг лица небольшие брыжи.  

Постепенно это кружево становилось все шире и, в конце концов, превратилось  в отдельный элемент костюма, столь знакомый нам по портретам того времени воротник-фрезу, который также называли «мельничный жернов».

Надо заметить, что стоил такой воротник очень дорого, иногда дороже всего остального костюма, но считался совершенно обязательным для дворянина. Испанский идальго мог ничего не иметь, но без шпаги и воротника он не мог появиться в обществе.
 
Кстати сказать, такие воротники полностью определили моду в прическах – волосы стригли коротко, зато особое внимание стали уделять бородкам и усам, внешний вид которых мог нести в себе немало информации.

Цирюльник перед началом работы даже уточнял у клиента его дальнейшие планы – если тот шел на деловую встречу – усы подстригались и завивались по одному фасону, если на свидание с дамой – по другому, а если его ждал поединок с врагом – выбирался третий вариант.

Женский наряд был даже  более жестким и церемонным, чем мужской

Именно здесь, при испанском дворе, была придумана каркасная основа, которую женщины надевали под платье. Состояла она из корсета, собранного из металлических или деревянных планшеток и крепившегося к нему вертугадена, ставшего прообразом будущего кринолина. Он делался из  металлических обручей разного диаметра, скрепленных кожаными ремнями.

Такой жесткий каркас позволял любую женскую фигуру свести к некому единому идеальному силуэту – два равнобедренных треугольника, соединенных вершинами.

Кстати сказать, испанская мода предписывала маленькую плоскую грудь, и, чтобы остановить ее естественное развитие у девочек, им прибинтовывали свинцовые накладки, подобно тому, как китаянкам искусственно создавали маленькую ножку.

Поверх этой жесткой основы испанки надевали два платья, причем верхнее было, как правило, распашным, с глухим лифом и  длинными свисающими рукавами. Платья эти натягивались на каркас без единой складки, сверху надевался воротник-фреза.

Так же, как и у мужчин, он задавал форму прически – высоко поднятые волосы, украшенные маленькой шапочкой или мантильей, укутывавшей всю фигуру.

Ткани и украшения не сильно различались в мужском и женском костюмах.
 
Надо сказать, что и для того, и для другого костюма характерны темные цвета. Мода на них, быть может, предписывалась церковью, имевшей огромное влияние, а, возможно, осталась данью традиции еще со времен мавританского владычества, когда темный цвет так контрастно подчеркивал белизну кожи.

Однако сами ткани всегда отличались богатой отделкой, да и количество украшений, которые надевали на себя, было столь велико, что человек выглядел выставкой «ларца с драгоценностями».

Кстати сказать, уровень портновского искусства тоже достоин большого уважения,  ведь сохранились даже теоретические сочинения по этому вопросу, регулярно издававшиеся со второй половины XVI века.
 
Именно в испанском костюме XVI  века впервые стали активно использовать кружево.

Им украшали воротники и манжеты. Надо сказать, что в те времена кружево стоило баснословно дорого. Изготавливалось оно только вручную, и сначала шилось иглой по рисунку.

Только позднее была придумана технология вязания на коклюшках. Кстати, печатались специальные сборники узоров, многие из которых придумывались известными итальянскими художниками.

И еще одним, столь знакомым нам предметом, мы обязаны испанской моде – это вилка. Именно благодаря неудобному и дорогому воротнику  это античное изобретение вернулось в Европу – все-таки аристократам было жалко пачкать свое главное украшение каким-нибудь соусом во время еды.

Во второй половине XVI века испанская мода стала быстро распространяться по Европе, но принимая ее основные черты, каждая страна вносила в костюм свои изменения.

Величественный XVI век: великолепие Франции и элегантность Италии

 

Эти две страны очень по-разному восприняли новый костюм. Однако жесткий корсет и негнущуюся куртку, эти панцири, сковавшие и полностью подчинившие себе человеческое тело,  в XVI веке стали носить везде. Но, давайте подробнее.

Франция, маньеризм

Франция приняла испанскую моду почти безоговорочно.Она даже смогла  во многом превзойти заимствованный образец.

Французы, как и испанцы,  носили куртку-пурпен и штаны из двух половинок. Правда, буфы этих штанов стали гораздо шире, а к куртке прикрепляли впереди специальную жесткую подушечку, которая создавала эффект длинной зауженной талии, за что она получила название «гусиный живот».

Однако, французский костюм, в отличие от испанского, был многокрасочным, сочетавшим разные по фактуре ткани.

Француженкам тоже не пришлись по вкусу темные цвета, наоборот, они предпочитали яркие расцветки и контрастные сочетания.

Что касается самой формы, то корсет не так жестко затягивал фигуру, зато впереди прикреплялась специальная дощечка – бюск –которая делала живот плоским и позволяла сильно затягивать талию.

Кроме того, вертюгаден во Франции довольно быстро стал расширяться, приобретая форму колокола, а позднее в моду вошли французские фижмы, когда на талию одевался специальный валик, придававший юбке бочкообразную форму.

Кстати, француженки стали вшивать обручи в плотную жесткую ткань, а получившуюся конструкцию называли вертюгаль, что в переводе означает «галльская добродетель».

Но, как это часто бывает, они скорее выдавали желаемое за действительное. Как показывает история, такие юбки становились модными во времена особой распущенности нравов - ведь они так хорошо скрывали все печальные последствия.

Италия, маньеризм

 Италия внесла в костюм изменения, преобразившие его характер.

Даже во времена сильного испанского влияния итальянки смогли удержаться от всяких эксцентричностей и сохранили художественный образ своего костюма. Они не стали сильно затягивать талию с помощью специальной дощечки, да и женский бюст остался предметом их гордости, который вовсе не старались скрыть.

Не был популярен в женском костюме и воротник-фреза. Вместо него женщины предпочитали носить жесткий веерообразный воротник, который обрамлял глубокий вырез.

И вообще, итальянки всячески стремились смягчить и «разрыхлить» застывшие формы испанского костюма, предпочитая светлые краски, золотую парчу и изящные узоры кружев.  

Мужской же костюм такого  своеобразия сберечь не смог, а потому был очень близок к испанскому и французскому, разве что ткани итальянцы предпочитали более светлые и яркие.

Но, пожалуй, единственной страной, противостоявшей Испании в XVI веке, была Англия.

 

Величественный XVI век: богатство и пышность Англии


Время правления Елизаветы называют «золотым веком».

И действительно, пережив самую долгую в истории войну, получившую имя столетней, Англия пришла к началу царствования разоренной и измученной казнями и религиозными преследованиями.

Но за короткое время, несмотря на постоянное активное противостояние Испании, вылившееся в настоящую войну, страна смогла восстановить экономику и создала сильнейшей в мире флот, став «царицей морей»

Двор королевы Елизаветы отличался необыкновенной роскошью.

Пышность и великолепие одежды придворных была  даже нарочитой.

Надо заметить, что Англия в XVI веке имела широкие торговые связи с разными странами, потому в придворных нарядах использовались и восточные шелка, и русские меха, и индийские ситцы. Все это накладывалось на заимствованные иностранные фасоны, создавая совершенно неповторимое своеобразие.

Тот английский дух, отличающийся практичностью и чувством меры,  который потом окажет немалое влияние на мировой костюм, в это время еще только зарождался в одеждах горожан и буржуазии.

 

Англия, маньеризм

 Английский мужской костюм был и похож, и не похож на испанский.

В XVI  веке мужчины в Англии тоже носили жесткую куртку колет, облегающую фигуру, но она гораздо меньше походила на латы, чем в Испании. Шили ее из ярких тканей, отделывали вышивкой и драгоценными камнями.

Кроме того, воротник фреза как-то не прижился в Англии, и его заменяли сначала воротником–стойкой, а ближе к концу века – отложным, богато украшенным кружевом.

Зато штаны английских аристократов стали, пожалуй,  самым эффектным элементом костюма. Подбитые ватой, украшенные разрезами, лентами, вышивкой, они делались настолько широкими, что в парламенте пришлось расширять скамьи для лордов – они просто перестали убираться на старых.

Кстати, не только вата служила наполнителем для этих замечательных щтанов, которые называли «транк-хаус» - штаны-сундук,  для набивки использовались также пакля, очесы и отруби.

В костюмах англичанок использовались идеи из разных стран.

Женское платье имело чрезвычайно узкий лиф с длинным мысом, создававший впечатление плоского живота и заниженной талии. Юбку натягивали на бочкообразный каркас, пришедший из Франции, который подчеркивался складчатой оборкой по низу лифа, так называемым «плоеным колесом».

Поверхность юбки украшалась  очень пышно, тем более что ширина позволяла создавать на них настоящие шедевры. Например, на одном из парадных платьев Елизаветы на юбке была вышита карта Англии и всех ее колоний.
 
Надо заметить, что женщины носили воротники самых разных форм: отложные, украшенные кружевами, воротник-фрезу, часто разрезанный спереди, а также высокой каркасной воротник, напоминающий по форме полукруг.

Иногда они  не ограничивались одним воротником, и надевали сразу два – например фрезу и каркасный.

Какие же выводы можно сделать, заканчивая рассказ о XVI веке?

Как видим, костюм эпохи раннего и высокого Возрождения, следовавший естественным линиям и не стеснявший движений сменился своей противоположностью – теперь человек загонялся в узкие рамки, заданные костюмом.

И это было прямым следствием изменения настроений в обществе, также как и сменой страны, диктующей политику Европы. Кстати сказать, именно в эту эпоху впервые так явно моду диктовал придворный этикет, в частности этикет испанского двора.

И пусть костюм периода маньеризма слишком геометричен, а отдельные его части не уравновешены, все равно нельзя не признать, что это была интереснейшая страница в истории моды.

В следующий раз мы поговорим о веке XVII,  хорошо знакомом нам по романам Александра Дюма.

 

Просмотров: 5498
Рейтинг: 0


Облако тегов: XVI век, история моды, костюм
Комментарии:

Андрей | 16.06.2019 02:37

Перезвоните мне пожалуйста по номеру 8(953)367-35-45 Андрей.


Рейтинг: 0 

Антон | 29.06.2019 12:36

Перезвоните мне пожалуйста по номеру 8(953)367-35-45 Антон.


Рейтинг: 0 

Алексей | 29.06.2019 22:30

Перезвоните мне пожалуйста 8(812)200-83-64 Алексей.


Рейтинг: 0 

Антон | 05.07.2019 00:05

Перезвоните мне пожалуйста по номеру 8(991)919-18-98 Антон.


Рейтинг: 0 

Антон | 11.07.2019 02:40

Перезвоните мне пожалуйста по номеру 8(991)919-18-98 Антон.


Рейтинг: 0 

Денис | 31.07.2019 07:33

Перезвоните мне пожалуйста 8(900)620-56-77 Денис.


Рейтинг: 0 

Евгений | 04.08.2019 17:10

Перезвоните мне пожалуйста 8 (952) 364-04-10 Евгений.


Рейтинг: 0 

Антон | 19.08.2019 12:21

Перезвоните мне пожалуйста 8 (953) 367-35-45 Антон.


Рейтинг: 0 

Вячеслав | 29.08.2019 11:00

Перезвоните мне пожалуйста 8 (812) 389-60-30 , для связи со мной нажмите цифру 1, Вячеслав.


Рейтинг: 0 

Алексей | 04.09.2019 03:51

Перезвоните мне пожалуйста 8(812) 747-16-80 Алексей.


Рейтинг: 0 

Антон | 12.09.2019 16:10

Перезвоните мне пожалуйста, 8 (999)529-09-18 Антон.


Рейтинг: 0 

Денис | 16.09.2019 23:32

Перезвоните мне пожалуйста 8(999) 529-09-18 Денис.


Рейтинг: 0 

Антон | 18.09.2019 18:37

Перезвоните мне пожалуйста. 8 (953) 367-35-45 Антон


Рейтинг: 0 

Оставьте свой комментарии:
Ваше имя*: 
Комментарий*: 
Введите ответ цифрой*:  9*1=
Забыли пароль?
Вы действительно хотите выйти?
Msn Kaydol Hotmail ac Eposta Kur Outlook Ac Hotmail Sign in Hotmail Sign up Hotmail Sign in Hotmail Sign up
Sucking dick with Sara Monroe2 Kiralık Vinç