Светлана Хусаинова

  Блоги

 


Многоликая эпоха средневековья: рыцари и прекрасные дамы

На печать

Обзор эпохи

Что вам представляется, когда вы слышите о Средних веках?

Возможно, рассказы о рыцарях Круглого стола короля Артура и легенды о Прекрасных дамах?

А может быть зловонные города, выкашиваемые чумой и голодом?

Или Крестовые походы, которые столь феноменально соединяли в себе благородную рыцарскую идею и реальный политический интерес?

Как ни контрастны такие представления, все они отражают эпоху средневековья –  это противоречивое время, в котором сочетались глубочайший экономический кризис и высокий духовный расцвет. Это был период, когда формировалось совершенно новое отношение к личности, к ее внутреннему миру.

Именно христианство стало в те века единственной опорой, помогавшей человеку перенести все тяготы земной жизни, а испытаний и горестей ему, поверьте, хватало.

Но в то же время, попытки религии ограничить сознание узкими рамками христианских догм явно не увенчались успехом. И наравне с религиозными идеями огромное влияние в эпоху средневековья имели идеалы рыцарства и красоты.

Идея христианства пропагандировала аскетизм и отказ от земных радостей ради служения Богу. В начале своего существования  церковь вообще не признавала брак, считая, что лишь девственник может быть достойным христианином.

Но, вполне понятно, что долго такая точка зрения просуществовать не могла,  иначе бы род человеческий просто вымер. Так что с IX века брак стал освящаться венчанием. Но церковь по-прежнему старалась исключить телесное из жизни человека, внушая, что бренное тело есть лишь оковы бессмертной души.

В противовес этому, столь оторванному от приземленной реальности мировоззрению, не могла не появиться светская культура, дающая выход естественным человеческим желаниям. Она-то и воплотилась в идеалах рыцарства и культе Прекрасной Дамы.

Но давайте вернемся к костюму эпохи средневековья. С появлением рыцарства начинается противопоставление мужской и женской красоты, а, значит,  появляется необходимость в создании новых форм одежды – облегающих и подчеркивающих фигуру.  Поэтому в XII веке начинается реформа костюма, длившаяся почти 400 лет.

Сначала облегание достигалось за счет применения шнуровок, сажающих наряд по фигуре, а к пятнадцатому веку, "эпохе господства ножниц", средневековые портные научились кроить и шить наряды, подающие фигуру в лучшем свете.

Кстати сказать, мужской и женский костюм уже больше никогда за свою долгую историю не становился одинаковым по форме. И хотя современные джинсы явно противоречат этому утверждению,  их, мне кажется,  правильнее отнести к  одежде, а не к костюму.

А чтобы лучше понять, откуда и куда двигалась мода, давайте внимательнее рассмотрим силы, оказавшие на нее влияние.

Истоки рыцарского кодекса чести


Рыцарство - как класс возникло из жизненной необходимости государства в армии  в эпоху средневековья. Если Рим был достаточно силен и богат, чтобы содержать профессионалов, то  новые европейские государства могли похвастать лишь обширными землями.

Поэтому Король, у которого просто не хватало монет,  выделял своему вассалу некий надел земли. Тот  на доходы с него должен был собрать войско для защиты государства, или, скорее, своего сюзерена. Эти вассалы и стали называться рыцарями, благородным сословием.

Первоначально земля выделялась как бы в аренду, но со временем она превратилась в наследуемые феоды, рыцари стали феодалами, а Король – лишь первым среди равных.

Что касается бедных странствующих рыцарей, о которых сложено большинство легенд эпохи средневековья, то их ряды пополняли младшие сыновья, которым из наследства чаще всего доставалась лишь «дырка от бублика».

Такова экономическая  составляющая рыцарства, и она вполне очевидна.

Гораздо интереснее рыцарский кодекс чести. Откуда же взялся он?

Человек во времена Средневековья не мог выжить вне социальной группы, частью которой он был, будь то цех, гильдия или орден. Потому он старался соблюдать установленные нормы, уверенный, что и по отношению к нему они будут выполнены.

Правила эти были вполне разумны, позволяли исключить случайности и создавали  такие условия для решения споров, когда их участники довольно охотно пользовались здравым смыслом. А поскольку рыцари в эпоху средневековья были самой мощной силой государства, то именно правила рыцарского кодекса диктовали в обществе  и поведение, и моду, и этикет.

Надо заметить, что поскольку самым первым рыцарем считался  Архангел Михаил, возглавлявший ангельское войско,  то все его последователи, естественно, относили себя к вернейшим сынам церкви, считая, что они находятся на переднем крае ее борьбы со злом.

Но при этом именно рыцарская этика противоречила религиозным догмам, потому что превыше всего рыцари ценили честь и славу, гордость их доходила порой до гордыни, а борьба за власть приводила к соперничеству и поединкам. И все же для рыцаря существовало три святыни, которым он служил - религия, честь и культ Дамы.

Давайте внимательнее рассмотрим наряд рыцаря

Вопреки распространенному представлению, первые рыцари одевались вовсе не в латы,  а в кольчугу, которая закрывала их с макушки до пяток. Да-да, именно так, потому что из кольчуги делалась и туника с капюшоном, и штаны, и даже сапоги, которые натягивались поверх кожаных.

На кольчугу рыцарь обязательно надевал плащ или «камзол с гербами» - верхнюю одежду без рукавов с дыркой для  головы. И это была не роскошь, а опознавательный знак, ведь они делались из ткани цветов сеньора или рыцаря и украшались гербами, а сам кольчужный наряд был одинаков у всех.

Сначала кольчуги были очень свободны, это было достаточно удобно для боев, но зато дамы не могли оценить всей красоты своих кавалеров.

А надо заметить, что начиная с эпохи средневековья несколько следующих веков, мужчины все больше и больше внимания уделяли своему костюму, стараясь поразить женщин именно внешней пышностью и яркостью, как павлины.

И рыцари не стали исключением. Даже в походной одежде появилась тенденция к укорачиванию кольчуги и посадке ее по фигуре, что тут же сказалось на ее прочности. Тогда, на особо ответственные места, стали делать специальные накладки.  Количество их росло, и, в конце концов, кольчуга под ними стала просто лишней.

Так появились латы, столь знакомые нам по рыцарским фильмам. В них рыцарь был не только надежно защищен, но и очень хорош собой. Правда весили они довольно прилично, но ведь красота требует жертв не только у женщин.

Кстати сказать, создание лат сыграло немалую роль для развития одежды в целом. С их помощью были найдены такие формы плоских деталей, которые соответствовали отдельным частям тела человека – спинка, перед, рукав. Потом эти детали были перенесены на ткань, причем с учетом ее эластичности по направлению нити.

Раскрой и шитье наряда по фигуре  - таков был следующий шаг в реформе костюма.

Какой же была мужская мода вне боев и походов?

До этого я говорила лишь о боевой одежде, но ведь рыцари не только воевали, хотя на это у них уходила большая часть жизни.  

Костюм мужчин в то время состоял из обтягивающих чулок-штанов, куртки, зашнурованной по фигуре, и верхней одежды. Так что, в случае необходимости, рыцарь был готов в любой момент сбросить громоздкую верхнюю одежду, надеть латы и броситься отражать атаку врага.

Что касается этой самой верхней одежды, то к тому времени более популярной стала одежда распашная. Мужчины носили и длинные упланды, и короткие пурпаны, но обращает внимание, что и для тех, и для других характерны  крайне неудобные и громоздкие рукава: либо широкие, как колокол, либо длинные, свисающие чуть не  до пола, с прорезью для руки.

Мысленно добавьте к этому наряду модную в то время обувь с длиннющими носами, которые иногда прикрепляли цепочкой к поясу. У вас никаких идей не появляется, глядя на такую моду?

А мне кажется дело в том, что «свежеиспеченное» благородное сословие всячески подчеркивало свое «благородство» и  оторванность от труда. Кстати, мы еще столкнемся с чем-то подобным, причем, довольно далеко от Европы.

Во время лекций меня часто спрашивают: как же в то время ухитрялись делать обтягивающие штаны-чулки, ведь о трикотаже тогда еще даже не слышали?

Шились они из сукна, выкраивались строго по ноге, и утюгом вытягивались так, чтобы плотно эту ногу облегать. Причем, если ее пропорции не дотягивали до идеальных, то мастер исправлял недостатки с помощью подкладок из пакли, пришиваемых в нужных местах к чулкам изнутри.

Помните, у Задорнова есть юмореска, где рассказывая о женских ухищрениях в красоте, он в конце восклицает: «И ради чего все это? - ради тебя, Вася!»?  
Изучая средние века, можно смело сказать, что рыцари были готовы приложить не меньше усилий ради нее, ради Прекрасной Дамы.
 

Воспетый в легендах образ Прекрасной Дамы


В далеких крестовых походах, оторванные от Родины, измученные испытаниями и болезнями, рыцари создавали в своем воображении некий идеальный образ прекрасной далекой женщины.

Возможно, этот образ так бы и остался неизвестен последующим поколениям, если бы не трубадуры Прованса, с песен которых и началось победное шествие легенды о Прекрасной Даме.

Прекрасная Дама, конечно же, была красавицей: высокой, хрупкой, златокудрой и голубоглазой, с нежной кожей и лебединой шеей.

Ее облик должен был ласкать глаз рыцаря, так что модные фасоны, подчеркивающие талию и имеющие большое декольте, появились вполне закономерно.

Причем, особо модное - треугольное декольте, подчеркивавшее длину шеи,  нередко доходило до талии, а закрывалось красавицами лишь прозрачной вышитой вставкой, чтобы не упустить ни одного «жадного взгляда».

 В эпоху средневековья считался красивым высокий лоб, поэтому дамы выбривали волосы на 3-5 см и выщипывали брови.

Костюм периода готикиНо еще больше высоту лба подчеркивали модные головные уборы, под которые прятались волосы, считавшиеся «греховным соблазном». Самым популярным был энен, конусообразный или цилиндрический, высокий как «небоскреб».

Входя в таком головном уборе в помещение, женщина вынуждена была приседать в дверях, просто для того, чтобы не задеть им о косяк. Так и родился книксен – форма женского приветствия, просуществовавшая несколько веков.

В воображении людей эпохи средневековья понятие богатства было напрямую связано с представлением о шлейфе, поэтому он был обязательным элементом костюма знатной дамы.

Но длина его очень строго регламентировалась, порой с точностью до сантиметра, и зависела от положения в обществе. Нарушение же установленных регламентов каралось  по тем временам весьма сурово - отлучением от церкви.

Прекрасная Дама, как правило, была замужней, что, в общем-то, неудивительно, ведь брачный возраст в эпоху средневековья начинался с 12 лет.

Кстати, надо заметить, что брак и любовь в то время были, в сущности, несовместимыми понятиями, поэтому счастливый брак случался разве что в современных дамских романах. Брак был неким политическим или финансовым договором, а любовь, в легендах того времени, представлялась достаточно трагичной и безнадежной, чтобы будить в мужчине нежные и возвышенные свойства натуры.

Причем, взаимности могло и не быть, но это не мешало рыцарю идеализировать свою красавицу, служить ей  и хранить верность долгие годы.

Очевидно, что культ Прекрасной Дамы сыграл очень важную роль, и не только в эпоху средневековья, когда он смягчал суровые нравы того времени, но и для следующих поколений.  Именно из него выросла любезная манера обращения с женщиной, которая сохранилась и в наши дни.

А в том, что сегодня мы видим ее все реже и реже,  есть немалая доля и женской вины.

Но вот что интересно, даже в те времена столь возвышенного служения женщине, это отношение мужчины не распространяли на своих жен.

Мода на беременность


Одним из противоречий эпохи средневековья стало то, что, несмотря на расцвет культа Прекрасной Дамы, прославлявшего некую идеальную возлюбленную, общество в целом относилось к женщине довольно настороженно.

Что же определяло такое отношение?

Во-первых, традиции язычества, которые  еще имели немалое влияние.

Во-вторых, первородный грех, который церковь без тени сомнения с одной абстрактной Евы распространила всех женщин разом.

И, наконец,  социальный статус женщины, закрепленный еще в римских законах, оставлявший ей только одно право – рожать и воспитывать детей.

Причем, что интересно, литературы, описывающей все «подлые черты  погубительницы рода человеческого», было написано  ничуть не меньше, чем замечательных  песен, воспевающих Прекрасную Даму. Но мужчины эпохи средневековья не видели в этом никакого парадокса.

Какова же была участь реальных женщин эпохи средневековья?

В сущности, женщина была совершенно бесправна.  Вполне понятно, что никому даже в голову не приходило поинтересоваться у 12-летней невесты мнением о будущем муже, так что брак чаще всего приносил лишь боль и разочарование.

Поздняя готика

Причем, если девушка получала в наследство какие-то средства и землю  (а надо заметить, что даже за единственной дочерью или вдовой это право признали далеко не сразу) то это никак не облегчало ее участь. Скорее наоборот, привлекало к ней еще больше охотников за приданным.

В браке мужчина не просто имел все права на жену - физические наказания даже приветствовались, так как считались самым действенным способом воспитания. Женщину, уличенную в прелюбодеянии, чаще всего убивали, если же она подозревалась в убийстве своего мужа,  то смерть была для нее избавлением от худших мук.

Единственными занятиями женщины в эпоху средневековья были дети и домашнее хозяйство. А чтобы было на кого равняться, идеальной супругой и матерью почитали Святую Деву Марию, отличавшуюся смирением и покорностью своему «мужу и господину».  Давайте добавим к этому историю о «непорочном зачатии», и станет  совершенно очевидно, что же в глазах церкви могло реабилитировать бедных женщин.

Так что беременность в то время была настолько «нормальным» состоянием, что даже фасон женского платья был рассчитан именно на большой живот: поднятая под грудь линия талии и укороченная, собранная впереди юбка.

Если живот вдруг в какой-то момент отсутствовал, то для того чтобы наряд сидел правильно, женщины подкладывали вместо него специальные подушечки – босы.

Заканчивая рассказ об эпохе средневековья, давайте подведем итоги.

Они таковы: после появления рыцарства и культа Прекрасной Дамы, мужской и женский костюмы все больше и больше отличаются друг от друга, ведь красота у мужчин и женщин такая разная.  

Желание подчеркнуть особенности фигуры приводит к тому, что в XII веке в одежде активно используются шнуровки и клинья, а к XV веку - эпохе «господства ножниц» - наряд сидит по фигуре уже  за счет применения кроя.

Кстати, к этому времени моду в Европе задавала Бургундия, самое развитое в политическом и культурном отношении государство того времени,  и именно там впервые появляется само понятие «мода», как частая смена конкретного фасона в пределах общего стиля.

Глядя на гравюры эпохи средневековья, остается только удивляться, как успешно портные решали две несовместимые на первый взгляд задачи: скрыть тело, как того требовала христианская церковь и показать его красоту в угоду требованиям моды.

В следующий раз мы поговорим об эпохе Возрождения, одном из самых интересных периодов развития человечества.

 

Дата: 29.11.2011
Просмотров: 11690
Рейтинг: 0


Облако тегов: Средневековье, костюм эпохи средневековься, рыцарство, история костюма, история моды
Комментарии:

Оксана | 15.12.2011 15:21

Разве Бургундия была отдельным государством? Она известна, как провинция Франции?


Рейтинг: 0 

Светлана | 16.12.2011 10:27

Бургундия была отдельным государством с 1363 по 1477 год. Король Франции подарил герцогство Бургундское своему младшему сыну Филиппу за смелость во время битвы при Пуатье. И в начале XV века Бургундия значительно превосходила ослабленную столетней войной Францию.


Рейтинг: 0 

SetStomat | 23.01.2016 04:30

Только у нас доступные цены и профессиональное лечение. Можем предложить бесплатные консультации и широкий спектр стоматологических услуг. - терапевтическая стоматология (снятие зубных отложений, художественная реставрация, лечение каналов любой сложности, лечение безнадежных зубов); - ортопедическая стоматология (эстетическое протезирование); - хирургическая стоматология (удаление зубов любой сложности, резекция, пластика уздечек); - детская стоматология (лечение молочных зубов, постановка цветных пломб) - ортодонтия (установка различных брекет-систем, ретейнеры, пластинки, элайнеры) - имплантология (постановка имплантов, костная пластика) Консультация БЕСПЛАТНАЯ! Требуется предварительная запись на прием через сайт atmosferaspa.ru (мы Вам перезвоним).


Рейтинг: 0 

Евгения | 28.11.2018 06:33

Перезвоните пожалуйста по телефону 8 (499) 322-46-85, Евгения.


Рейтинг: 0 

Екатери& | 28.11.2018 14:51

Перезвоните мне пожалуйста 8 (495) 230-10-78, Екатерина.


Рейтинг: 0 

Валерий | 29.11.2018 12:01

Перезвоните пожалуйста по телефону 8 (499) 322-46-85 , Валерий.


Рейтинг: 0 

Валерий | 30.11.2018 07:48

Перезвоните пожалуйста по телефону 8 (499) 322-46-85 , Валерий.


Рейтинг: 0 

Валерий | 02.12.2018 08:34

Перезвоните пожалуйста по телефону 8 (499) 322-46-85 , Валерий.


Рейтинг: 0 

Екатери& | 03.12.2018 11:29

Перезвоните мне пожалуйста 8 (499) 322-46-85, Екатерина.


Рейтинг: 0 

Валерий | 03.12.2018 17:17

Перезвоните пожалуйста по телефону 8 (499) 653 79 80 , Олег.


Рейтинг: 0 

Олег | 05.12.2018 02:25

Перезвоните пожалуйста по телефону 8 (499) 322-46-85 , Олег.


Рейтинг: 0 

Олег | 06.12.2018 09:26

Перезвоните пожалуйста по телефону 8 (499) 322-46-85, Извините подвисла Станция, дождитесь ответа оператора, Олег.


Рейтинг: 0 

Олег | 07.12.2018 13:20

Перезвоните пожалуйста по телефону 8 (499) 322-46-85, Извините подвисла Станция, дождитесь ответа оператора, Олег.


Рейтинг: 0 

Оставьте свой комментарии:
Ваше имя*: 
Комментарий*: 
Введите ответ цифрой*:  3*9=




Забыли пароль?
Вы действительно хотите выйти?