Светлана Хусаинова

  Блоги

 


Русский костюм Московии: самобытность и верность традициям

На печать

Русский костюм Московии: обзор эпохи

Вы думаете «железный занавес» был придуман в Советском Союзе? Вовсе нет. Наверное, это судьба России – быть оторванной от других стран. Слишком велики просторы, слишком уникальна культура, так что любые заимствования приживаются на русской земле с трудом. Но давайте по порядку.

Как я уже рассказывала в статье про первое тысячелетие, до 12 века Киевская Русь была  довольно развитым государством, которое не очень активно общалось с европейскими странами лишь в силу дальности расстояний. 

 

Но к 1240 году территорию большинства русских княжеств захватили войска татаро-монголов, а потому развитие русской культуры приостановилось на двести с лишним лет. Задержав продвижение грозных орд, можно сказать, закрыв собой Европу, сама Русь оказалась практически полностью изолированной от европейской цивилизации.

Надо заметить, что в отличие от арабов, завоевавших Пиренейский полуостров, монголы не принесли на русскую землю ни алгебры, ни Аристотеля, потому как их уровень культуры был гораздо ниже существовавшего тогда на Руси.

В этом даже можно усмотреть некоторую аналогию с варварами и Римом, но монголы не стали уничтожать все до основания, их интересовала лишь дань. А потому русские княжества управлялись вполне самостоятельно.  Кстати, именно этот факт является одним из основных аргументов в активном споре последних лет «а было ли иго?»

Однако, двухсотлетнее присутствие татаро-монголов, имеющих немалую власть, не могло не заставить народ еще крепче держаться своих обычаев и русского костюма. А когда иго, наконец, сбросили, привычка к самобытности осталась. Да и культура Европы к этому времени ушла далеко.

Вот и жила Московия как за «железным занавесом»: не зная, и не желая знать ни европейского искусства, ни быта, ни нарядов. Почти триста лет, до приказного введения Петром I иноземных обычаев и платья в начале XVIII века, в России сохранялся русский костюм, совершенно не похожий на европейский.

Кстати сказать, указ царя  принципиально изменил лишь одежду знати, приближенной ко двору, и горожан. Среди других слоев населения новая мода распространялась очень медленно, а простые люди, в особенности крестьяне, продолжали носить традиционный русский костюм вплоть до двадцатого века.

Конечно, нельзя сказать, что реформы Петра обрушились «как снег на голову» - все-таки иностранцы в страну приезжали и раньше. А потому во второй половине XVII века наиболее прогрессивное дворянство осознавало необходимость перемен. Но для народа все приезжие иноземцы оставались чужими и немыми, отсюда и общее их название – «немцы».

Но вернемся к одежде, которую носили после татарского ига. Надо сказать, что она стала гораздо разнообразнее, чем наряды Киевской Руси, хотя это в полной мере можно отнести лишь к гардеробу бояр и посадского люда.

Главное, что должен был демонстрировать русский костюм боярина - это знатность и состоятельность своего хозяина, причем не только за счет дороговизны ткани и  роскоши отделки, но и самим количеством надетых нарядов. Так что же это были за одежды?

Мужской русский костюм Московии: богатство и пышность


Иностранные послы, прибывающие ко двору Московского государя, всегда отмечали в своих воспоминаниях пышность и богатство русских костюмов. И это не удивительно – пять-шесть одежд, сшитых из дорогих привозных тканей ярких цветов, отделанные роскошными мехами, надетые одновременно не могли не поражать европейцев, не привычных к подобному зрелищу.

 

Давайте же разберем этот костюм, так сказать, послойно.

Основу мужского русского костюма составляла рубаха, длиной до колен, имевшая впереди разрез, и штаны, практически не изменившиеся с древних времен. Воротника у рубахи не было, но в парадном варианте к ней пристегивался богато украшенный воротник-очелье, а на руки надевались нарядные запястья. Они же удерживали рукава, когда их делали  очень длинными и собирали в складки.

Для простого сословия на этом наряд заканчивался, разве что в холода сверху надевался зипун – распашная одежда, застегивавшаяся встык, а вот в боярском русском костюме это было только начало.

Поверх рубахи, и часто не одной, так как верхняя шилась из шелка, бояре тоже носили зипун, но у них он служил лишь домашней одеждой. При выходе «в люди» поверх зипуна надевался, например, кафтан или охабень.
Русский костюм Московии

Кафтаном называли очень разную по фасону одежду – он мог быть длинным и свободным, а мог – коротким и облегающим стан. Последний так и назывался – становой, и именно его мы чаще всего видим в иллюстрациях сказок.

Общим для всех видов кафтана были рукава, имеющие либо обычную длину, либо немного укороченные. К  XVII веку его стали часто украшать богато расшитым стоячим воротником – козырем.

Кстати сказать, стройную мужскую фигуру в нашем нынешнем понимании на Руси не уважали, так что талию свою в русском костюме подчеркивали лишь молодые юноши и воины. Человек же с положением наоборот старался всячески придать себе солидность, оттого и одежды были чаще всего широкими и свободными.
Русский костюм
Особым видом кафтана была ферязь. Она отличалась широким отложным воротником и очень длинными рукавами, чуть не в пол, которые натягивали на руки, собирая в складки. Часто бояре не утруждали себя надеванием обоих рукавов, обходясь лишь правым – чтобы ложку держать.

Именно благодаря этой одежде в русском костюме и появилось известное выражение «работать спустя рукава».

Русский костюм

 А вот другой мужской наряд русского костюма – охабень – хоть и имел такие же длинные рукава, но у него  оставляли прорези в пройме, куда и продевали руки. Рукава при этом превращались в чисто декоративный элемент, а для того, чтобы они сильно не мешали, их обычно завязывали сзади.

Кроме того охабень часто имел большой четырехугольный воротник, свисающий до середины спины.  Кстати, в XV - XVI веках именно этот мужской наряд играл роль официального русского костюма при дворе.


Поверх первой верхней одежды в русском костюме надевалась вторая:  опашень, очень похожий на охабень, но не имеющий застежек, однорядка, игравшая роль плаща, ферезея – пышно украшенная парадная одежда  с меховым воротником или шуба. 
Русский костюм
Шуба была популярна только в русском костюме.При этом выполняла она самые разные функции. Носили ее все слои населения – от царя до последнего крестьянина, и, вполне понятно, что главной ее задачей было согреть в студеную зиму. Но не только.

С древних языческих времен мех  считался магическим символом плодородия и богатства, и меховая одежда нередко надевалась в торжественных случаях, когда требовалось поддержание престижа или помощь магических сил.

Да и для бояр шуба служила в большей степени символом достоинства, хотя мифологическая причина к тому времени была давно забыта. Так что  носили они ее даже летом и никогда не снимали в помещении во время боярских дум. А чтобы достоинства стало больше, знатные люди иногда надевали их сразу по несколько штук.
 

Кстати сказать, шуба, пожалованная с царского плеча, служила в то время чуть ли не высшей государственной наградой.

Надо заметить, что на Руси никогда не шили шубы мехом наружу. Каким бы дорогим и роскошным не был мех, он всегда служил лишь подкладкой. Верх же покрывали в зависимости от положения хозяина: или дорогими тканями, или какими попроще.


Головные уборы, которые носили мужчины в русском костюме, были, как правило, либо полностью меховые, как например гарлатные  боярские шапки, похожие на высокий цилиндр,  либо отороченные мехом, как мурмолки, имевшие форму колпака. Непосредственно на голову надевали тафью – расшитую круглую тюбетейку, которую не снимали и дома, а все прочие головные уборы надевались прямо на нее.

И в завершении - несколько слов о бороде. На Руси борода у взрослых мужчин считалась символом чести, дернуть за нее - нанести страшное оскорбление, за которое могли вызвать на поединок, а то и убить на месте. Так что легко можно себе представить нешуточные страдания и яростные протесты русских бояр, когда Петр I приказал бороды сбривать, а уж тем более - срезал их собственноручно..

 

Женский русский костюм Московии: яркость и живописность


Женские наряды в воспоминаниях иностранцев описываются гораздо реже – ведь на Руси женщины почти не принимали участия в общественной жизни. Более того, большую часть своего времени они проводили на женской половине,  редко покидая дом.

 

Обычай этот установился еще со времен татаро-монгольского ига, когда старались  красавиц лишний раз не показывать тем, кто имел право забрать все, что пожелает.

Если же девица или матрона «выходила в люди», то она обычно так активно пользовалась белилами,  румянами и черной краской, что истинного ее лица никто рассмотреть уже не мог. Для знатной боярыни считалось просто неприличным обходиться без такого слоя косметики. Потому иностранцы в своих письмах часто называли русских женщин некрасивыми, уверенные, что красоту под такой маской никто бы прятать не стал.

А вот русский костюм, который носили женщины,  всегда считался исключительно красочным и живописныРусский костюм - сарафанм, хотя конструктивно он был очень близок к мужскому.

Надо сказать, что женская одежда в русском костюме никогда не шилась приталенной и не подпоясывалась – наоборот, она имела расширяющийся к низу силуэт, так что дородная фигура выглядела особенно выигрышно.

Основой женского русского костюма так же служила рубаха, поверх которой надевался сарафан. Сарафан подкраивался по линии груди, а потому был достаточно прилегающим, и украшался по центру переда позументом или пуговицами. Носили его и крестьянки, и боярыни, но шили из разных материалов – кто из холста, а кто из парчи или шелка.
Русский костюм
Другой, столь же уникальной одеждой в русском костюме, была душегрея – короткая распашная жилетка на бретелях. Она имела совершенно особый покрой,  шилась, как правило, из дорогих тканей и обшивалась декоративной каймой из тесьмы или меха.

Собственно,  она и грела, и украшала, так что даже в XX веке ее часто рисовали художники, когда хотели подчеркнуть самобытность русского костюма.

Одежда женщин низшего сословия обычно этим и ограничивалась, но боярыни и боярышни имели нарядов гораздо больше – что они хуже своих мужей и отцов? 

Гардероб знатной дамы в любой стране всегда был разнообразен и богат.

Одной из самРусский костюмых популярных верхних одежд русского костюма состоятельных дам можно назвать летник – верхнее накладное платье, отличавшееся длинными, сильно расширяющимися к низу рукавами. Они то и украшались, да еще воротник-оплечье.

Вот и приходилось женщинам ходить, согнув руки в локтях, чтобы красоту эту все оценили, да чтоб пол рукавами не подметать.

В качестве украшения часто использовали вошвы –треугольные куски дорогой ткани, расшитые жемчугом  и золотой ниткой.  Не меньшей популярностью пользовался мех, только русские красавицы предпочитали красить его в черный цвет, чтобы подчеркнуть  белизну кожи и румянец щек.
Русский костюм
Аналогом мужского охабня в женском русском костюме служили два вида одежд – шубка, накладное платье, и телогрея, распашное, только рукава женщины завязывали реже. Носили они и опашень, который не застегивался вовсе.

Поскольку все это было боярской одеждой, то и ткань на ее изготовление шла не простая -  атлас да бархат, которые отделывали дорогим мехом.


Кстати сказать, самым распространенным ювелирным украшением в русском костюме были расшитые воротники - стоячие, отложные и воротник-оплечье. Даже если одевалась нитка бус, их чаще всего обматывали несколько раз вокруг шеи, делая подобие воротника. А кроме того носили женщины перстни, серьги, браслеты.


Но совершенно особую роль играл в женском русском костюме головной убор.  Различали девичьи и женские головные уборы, парадные и повседневные, да еще были они все разных фасонов.   А потому, тема эта  получается столь обширной, что стоит посвятить ей отдельную статью с иллюстрациями.

 

Дата: 27.12.2011
Просмотров: 6436
Рейтинг: 0


Облако тегов: русский костюм, костюм Московии, ферязь, кафтан, охабень душегрея, сарафан, летник
Комментарии:Оставьте свой комментарии:
Ваше имя*: 
Комментарий*: 
Введите ответ цифрой*:  4-6=




Забыли пароль?
Вы действительно хотите выйти?