Светлана Хусаинова

  Блоги

 


Наши предки и их воинское искусство: формирования, традиции и вооружение

На печать

Княжеская дружина, ее состав и иерархия

По сравнению с древними центрами цивилизации, славяне довольно долго не имели профессиональных воинов, потому что воевать нашим предкам было, в сущности, не с кем. Разбросанные по труднопроходимым лесам и болотам поселения были защищены самой природой, ведь плотность населения в местах обитания славян была много меньше, чем, например, в Европе или Малой Азии, а потому и «место под солнцем» делили не так жестко. Если же на поселок нападал  враг, то защищали его все мужчины, вооружаясь тем, что под рукой.

Но к VIII -IX векам ситуация изменилась. Родовые поселения постепенно теряли свою замкнутость, все больше проявлялось имущественное неравенство, а значит - появилась нужда в профессиональных воинах, способных защитить от жадных соседей, и такими воинами стали княжеские дружины.

Как правило, они были не многочисленными (от 80 до 400 человек), но хорошо обученными и связанными с князем личным договором, хотя его представителем нередко выступал воевода, непосредственно возглавлявший воинов. В качестве резиденции дружины обычно строилась крепость, которая в случае опасности служила убежищем всем окрестным жителям.

ПредкиКонструкция таких укреплений была достаточно простой. Наши предки делали земляная насыпь – вал, перед валом, там, где брали землю, получался ров, а по верху насыпи возводили частокол – тын, представлявший собой плотно соединенные и заостренные бревна, которые поднимались на 3-4 метра. Располагали крепость чаще всего на обрывистом мысе, чтобы использовать выгодные особенности рельефа, а защитные укрепления строили только со стороны поля и леса.

В IX - X веках такие городки-крепости стали необъемлемой чертой ландшафта славянских земель, причем, в плотно заселенных районах, расстояние между ними не превышало 50 км. Можно представить, какое сильное впечатление они производили на путешественников. Не зря же скандинавы называли нашу страну «Гардарики» - «Страна крепостей», хотя чаще это название переводится как «Страна городов».

Воевода, стоявший во главе дружины, избирался на общем собрании воинов, но после выборов власть его была беспрекословной. ПредкиСама же дружина была подобна семье, где все были побратимами, стоящими горой друг за друга, хоть и подразделялась она на старшую и младшую. Главным занятием дружинников были  тренировки, постижение воинского искусства. Они отказывались от иной семьи и родства, посвящая себя князю и ратному труду, но вниманием девушек никогда не были обижены.

Наши предки верили, что на вожде и его воинах лежит священный отблеск удачи, милость могучих Богов.  Так что из близлежащих родов на посиделки в селение при крепости специально отправляли девушек, чтобы, вернувшись домой, они принесли с собой малую часть этой удачи, а повезет – так и сына родили от славного воина.

Новичок, желающий вступить в дружину, должен был сначала покинуть свой род, умереть для него, и только после этого его принимали младшим отроком. Из числа опытных воинов ему выбирали наставника – поручителя и начиналась пора ученичества, когда он осваивал воинскую науку и обслуживал признанных членов дружины. 

ПредкиТолько после успешного освоения всех воинских премудростей, отрок допускался к посвящению. Проходило оно, как правило, в несколько этапов, ведь проверялись не только воинские умения, но также физическая и духовная выносливость кандидата. При этом считалось, что проверку проводит сам Перун, а значит - вмешиваться в нее не смел никто.

Предки
Все то время, пока проходил обряд,  отрок проводил в отдельном доме, не смея выйти к общему столу, а часто даже без еды и питья. Ведь в тот момент, когда он вступал в посвящение, ученик умирал, а воином он рождался лишь по окончании проверки. И лишь приняв присягу, которая часто сопровождалась нанесением на тело знака князя, бывший воин становился  полноправным членом дружины.

Новому дружиннику вручались оружие, щит и боевые доспехи. Но одним из главных знаков воинского достоинства считался кожаный воинский ремень. Не зря же в Западной Европе рыцарскими атрибутами были ремень и шпоры, а рыцаря называли «опоясанным».
 
Правда, кожаные пояса носили не только профессиональные воины, но и мирные славяне, ведь любой из наших предков считался защитником своей семьи. Но воинские ремни обычно изготавливались из турьей кожи (поскольку тур был животным, посвященным Богу Грозы), на пряжке и украшающих его металлических бляхах выбивались знаки князя, так что по нему сразу было видно, что носит его княжеский дружинник.

Какое же оружие использовали древние славянские воины?

Оружие ближнего боя


Пожалуй, наибольшим количеством мифов и легенд овеян меч. У воинов, носивших мечи, были свои законы жизни и смерти и особые отношения с Богами. Вообще существовала некая иерархия оружия, в которой меч был на первом месте, как спутник истинного воина, исполненного мужества и чести, а лук на последнем – ведь застрелить врага можно и из укрытия, не подвергая себя опасности.

ПредкиНаши предки вообще придавали железу и всем изделиям из него особые магические свойства, считая этот металл подарком Богов. А в мечи, выкованные настоящими мастерами, вкладывалось помимо этого еще немало труда и подлинного вдохновения, ведь изготавливая новую сложную вещь, человек всегда обращался за помощью к высшим силам, читал молитвы и заклинания. Так что современное выражение «работать с душой» лишь слабый отблеск отношения древних мастеров к своей работе.

Понятно, что меч, родившийся в таких условиях, не мог быть в глазах древних людей «простой железкой». Он воспринимался нашими предками как разумное существо, обладающее характером, и часто имел собственное имя. Между воином и мечом устанавливалась некая таинственная связь, так что уже сложно было сказать, кто кем владел.

Известно огромное количество легенд, рассказывающих, как меч сам позвал своего нового хозяина, дался в руки только достойному герою или выпрыгивал из ножен, призывая на справедливый бой. Воины часто клялись своими мечами, считая, что справедливое оружие не станет слушать клятвопреступника и может даже покарать его.
ПредкиМечам же доверяли вершить «Божий суд» - поединок, которым наши предки оканчивали судебное разбирательство в те времен, если не было явных доказательств вины ни у одной из сторон. Обменявшись мечами, воины становились побратимами.

Что же касается богатых украшений рукояти, которыми всегда отличались знаменитые мечи, то здесь важную роль играло не столько тщеславие мастера или воина, сколько желание одарить меч за верную службу. Правда, был в этом богатстве и еще один мотив: оно как бы служило дополнительным вызовом врагу – «Попробуй-ка, отними, если не боишься..»

Как-то сложилось устоявшееся мнение, что высококачественные булатные мечи, дамасскую сталь привозили с Востока. Однако во времена викингов все было наоборот – именно славянские мечи были очень популярны в арабских странах. Они обладали совершенно удивительными свойствами, на первый взгляд совершенно несовместимыми: булатный клинок мог не тупясь разрубить железо, не ломался, будучи согнутым в кольцо и легко разрезал тончайшую ткань, брошенную на лезвие.

ПредкиСтоил такой меч равное ему по весу количество золота, но покупатели не жаловались на дороговизну. Правда, при покупке приходилось быть очень внимательным, ведь и в те времена хватало жуликоватых ремесленников, которые создавали только видимость настоящего меча, покрывая булатными пластинами простой меч из железа. Так как же наши предки испытывали меч?

Покупатель обязательно проверял его на звук - от легкого щелчка меч должен был издавать чистый и долгий звон, на сгиб – положив на голову, пригибал концы к ушам, на крепость и остроту -  перерубал гвоздь и комок шерсти, плывущей по воде.

Меч вообще был оружием профессионалов, но далеко не каждый воин обладал мечом столь высокого качества, так что холодное оружие, которое использовали наши предки, им отнюдь не исчерпывалось.

ПредкиВсадники нередко предпочитали мечу саблю, которая была более приспособлена для конной борьбы Каждый воин обязательно имел боевой нож, хотя делали их специально для боя или просто как универсальный инструмент, необходимый в походе, ученые так и не определились. Часто в снаряжение входил боевой топор, который был очень похож на рабочий, только делался он немного меньше и легче. Популярна была  и булава – металлический куб с шипами весом 200 – 300 грамм, одетый на длинную рукоять.

Кстати сказать, то описание булавы, которое дают ученые, полностью опровергает существующее представление, что она непременно должна быть стопудовой.

Но, пожалуй, самым популярным оружием ближнего боя у наших предков было копье. Как показывают археологические находки, наиболее распространены были те виды оружия, которые можно было с успехом использовать и на войне, и в мирное время – на охоте или в хозяйстве. И это вполне понятно: хотя военные столкновения были нередки, все же главным занятием народа они не были никогда.

Древние мечи, как правило, имели закругленный кончик, а потому были приспособлены лишь для рубящего удара, копье же служило именно колющим оружием. Оно представляло собой древко немного выше человеческого роста с металлическим наконечником, форма которого и способы насадки были различны.

ПредкиСуществует распространенное заблуждение, что во время боя копья метали, однако это случалось лишь в крайних ситуациях. Для метания обычно использовались дротики – «сулицы», которые представляли собой нечто среднее между копьем и стрелой.

А вот рогатиной, которую сегодня люди чаще всего представляют себе в виде рогульки, в действительности называли очень большое и тяжелое копье ( один наконечник весил почти килограмм при среднем его весе в 200-400 грамм). Такое грозное оружие в руках сильного человека легко пробивало доспех любой прочности, а на охоте останавливало и кабана, и медведя.

Вообще надо заметить, что в  древние времена бои редко превращались в схватку «до последней капли крови». Скорее наоборот – главной задачей было не истребить врага, а сломить его организованное сопротивление, заставить отступить, причем преследовали отступающих далеко не всегда.

 

Лук и стрелы



Когда речь заходит об искусстве стрельбы из лука, сразу вспоминается Робин Гуд и английские лучники, так что многие убеждены, что именно в Англии жили «несравненные» стрелки. На самом деле о них просто больше писали, и именно эти истории прославили их на весь мир.

Между тем, наши предки нисколько не уступали им в этом искусстве, скорее - значительно превосходили: ведь расстояние в 225 метров, рекордное для англичан, было вполне рядовым для их славянских современников, и служило своеобразной мерой длины, называемой «перестрелом». Чем же можно объяснить подобную разницу? Все дело здесь в конструкции лука.

ПредкиАнгличане делали простой лук, представляющий собой плавно изогнутую дугу, изготовленную из одного куска дерева определенной породы, соответствующим образом выдержанного и обработанного. А славяне использовали сложный лук, который пришел в Восточную Европу вместе со скифами.

Сложный лук имел два плеча, делался из двух склеенных между собой планок, для которых использовались разные породы дерева, и обматывался сухожилиями. Позднее его стали дополнительно усиливать еще и роговыми полосами – подзорами. Кстати сказать, найденный археологами лук, хорошо сохранившийся и восемь столетий спустя, был до сих пор способен пружинить.

Особое внимание при изготовлении лука наши предки уделяли тетиве, которая не должна была менять свои свойства в зависимости от погоды. И это вполне понятно, ведь никто не мог гарантировать, что лук понадобится только в ясный и сухой день, а в истории Западной Европы известны случаи, когда проигрывались сражения лишь из-за того, что размокли тетивы.

Изготавливали тетивы из разных материалов – из шелка, сухожилий, кишечной струны и пеньковых волокон, но каждый из них имел ограничения по погодным условиям. И только тетива, сделанная из сыромятной кожи, которую обрабатывали особым образом, была  достаточно универсальна.

Интересен процесс обработки. Шкуру животного (по мнению арабов, для этой цели лучше всего подходил молодой тощий верблюд) замачивали в холодной воде, потом нарезали на полоски нужной ширины, которые подвешивали на гвоздики в темном помещении. На концах кожаных полосок делали дырочки, вставляли в них деревянные палочки и с их помощью кожу вытягивали и скручивали.

Эту операцию повторяли до тех пор, пока полоска не становилась абсолютно ровной и круглой в сечении. Потом ее еще несколько раз размачивали и сушили под сильным натяжением, шлифовали и, наконец, пропитывали смесью жира и воска. Из лука, имеющего такую тетиву, можно было стрелять даже под дождем, а в случае нужды без потерь окунуть его в воду.

ПредкиСтрелы, которые использовали наши предки, были под стать мощным, любовно сделанным лукам. Не буду вдаваться в технологию их изготовления, но, надо заметить, что настоящая стрела тоже требовала не малого мастерства, и существовало много разных видов стрел, отличающихся и наконечниками, и оперением, и даже ушком, в которое вкладывалась тетива.

Надо сказать, что лук был очень опасным оружием, но стрельба из него требовала не только долгой тренировки, но и немалой силы. Даже современный спортивный лук, предельная дальность стрельбы из которого составляет всего 90 метров, требует при натяжении усилия, равного подъему двадцатикилограммовой гири. А со старинным луком, бившим на гораздо более дальние расстояния, сегодня может справиться далеко не каждый крепкий мужчина, не говоря уж о женщине.

А между тем, не так уж редко в исторических фильмах или книгах  встречаются сцены, где девушка, вынужденная взяться за оружие в силу обстоятельств, получает  в руки именно лук. Видимо, авторы путают его со снайперской винтовкой, где стрелку нужна не столько сила, сколько верный глаз.

 

Щит и доспехи



В завершении рассказа о древних славянских воинах стоит немного рассказать о защитных средствах. В совсем уж древние времена воины шли на бой нагими, и именно так люди представляли себе традицию, завещанную Богами, которая, как уже много раз говорилось, обсуждению не подлежала.

Предки
Конечно, с развитием цивилизации, появилась и одежда, и доспехи, но на последний смертный бой, когда главным становилось не сохранение жизни, а лишь достойная жертва Перуну,  наши предки шли с голой грудью и много веков спустя. Даже на живописных полотнах времен Великой Отечественной войны, герои нередко изображаются обнаженными по пояс – вот какова сила традиции.

Но все же, при обычных схватках человек защищал тело кольчугой или панцирем, а голову – шлемом, имевшим достаточно простую коническую форму. Причем, как считали наши предки, и кольчуга, и панцирь не только чисто механически прикрывали тело, но и создавали некую магическую защиту.  Откуда же взялось подобное представление?

Во-первых, изготавливались они из металла, а значит - все магические свойства железа автоматически переносились на изделие.

ПредкиВо-вторых, в их изготовление было вложено немало труда, а значит - души мастера и божественной поддержки.

А в-третьих, в самом виде воинских одежд было много общего с ритуальными одеждами шаманов, которые изначально создавались для того, чтобы отгонять злых духов и привлекать внимание добрых.

Так что любой подобный доспех служил для наших предков не только средством индивидуальной защиты, но и знаком «воинской святости», а это был не маловажный фактор для достижения победы.

Замечу такой интересный факт. Нередко в фильмах встречаются сцены, когда древнерусское войско, отправляясь в поход на врага, выезжает  в дальний путь «при полном параде» - в кольчугах и шлемах. В таком же наряде ходят они  дома, и даже садятся за праздничный стол.

Однако, как говорят ученые, такое представление - грубейшая ошибка. В походах наши предки доспехи всегда везли снятыми, а облачались в них лишь непосредственно перед сражением.  Вообще, в древности противники нередко вежливо ожидали, пока каждая из сторон приготовиться к битве должным образом.

Особое отношение было у славянских воинов и к щиту, который был обязательным предметом вооружения профессионала.  Если помните, даже Солнце в глазах наших предков представлялось огненно-золотым сверкающим щитом в руках Даждьбога.

ПредкиПоэтому нет ничего удивительного в том, что щитами клялись, скрепляли международные соглашения, оберегали законом его достоинство, а потеря его была синонимом полного разгрома в бою. Да и известное выражение «со щитом или на щите» хоть и имеет греческие корни, но вполне вписывается в славянское отношение к этому предмету.

Изготавливали щит из дерева, обтягивали его толстой бычьей кожей, которую обязательно вываривали в растопленном воске. А чтобы добавить ему магических свойств, например – способности отвести оружие врага, перед боем наши предки щедро поливали щит собственной кровью, окрашивая в красный цвет.

Кстати, современные ученые проводили эксперимент, сравнивая крепость бронзового и традиционного деревянного щита. Так вот меч, сделанный по старинному образцу, легко рассек металлический щит и оставил лишь незначительные царапины на коже деревянного, да и то после множества ударов.

И это в очередной раз доказывает, что древние воины хорошо умели выбирать и оружие, и защитные средства. А в целом, как показывают последние исследования, Русь можно смело причислять к государствам,  где оружие и защитное снаряжение прогрессировали особенно быстро, что  говорит и о воинской доблести наших предков, и о мастерстве кузнецов, не уступавших никому в Европе.

Не отставали они и в развитии другой приметы цивилизации - строительстве городов, но об этом речь пойдет в следующий раз.
 
 

 

Дата: 22.04.2012
Просмотров: 5221
Рейтинг: 0


Облако тегов: предки, воины, древние славяне
Комментарии:

CarlJH | 07.07.2017 04:22

301 Moved Permanently https://silver-store.com.ua/ - 301 Moved Permanently...


Рейтинг: 0 

Оставьте свой комментарии:
Ваше имя*: 
Комментарий*: 
Введите ответ цифрой*:  2*1=




Забыли пароль?
Вы действительно хотите выйти?