Светлана Хусаинова

  Блоги

 


Сословия империи ацтеков: классы, стоящие между верхами и низами

На печать

В прошлый раз мы говорили о государственных служащих  империи ацтеков, которые составляли правящий класс. Правда, далеко не всегда их можно было отнести к привилегированной категории людей, ведущих роскошный образ  жизни, но всех их объединяло то, что они находились на содержании у государства.

В этой статье речь пойдет совсем о других сословиях – о тех, кто обеспечивал достаток своей семьи собственным мастерством или предприимчивостью. Если бы мы говорили о подобных людях в обстоятельствах знакомой нам истории Европы, то вполне уместно было бы назвать их буржуазией. Но в ацтекском государстве подобного термина не существовало.

Кстати, если из предыдущего рассказа у вас создалось впечатление, что все ацтеки были эдакими бессеребренниками, озабоченными лишь своей репутацией в глазах общества, то оно в корне неверно. Даже к чиновникам это утверждение применимо лишь с долей условности, хотя именно репутация помогала им подниматься по служебной лестнице, и они не имели возможности оставить своим детям те богатства, которыми пользовались при жизни.

Но кроме государственных служащих в  империи ацтеков существовал класс, для представителей которого положение в обществе определялось именно размером состояния. Это был класс торговцев – почтека.

Накануне испанского завоевания их влияние было достаточно велико, а главное – неуклонно продолжало расти. Так что кто знает, если бы развитие государства не было прервано столь внезапно и бесповоротно,  возможно, ацтеки со временем дожили бы и до буржуазной революции.

Сословия империи ацтеков: динамичный класс торговцев


сословия, ацтековНачнем с того, что древние мексиканцы в большинстве своем довольно активно занимались торговлей: кто-то продавал на рынке излишки овощей, кто-то изготовленные ткани, одежду и обувь. Но это вовсе не означает, что все они принадлежали к сословию торговцев и именовались почтека.

Так называли лишь членов могущественных гильдий, которые имели монополию на всю внешнюю торговлю империи, требующую доставки товара.  При этом почтека так сильно отличались от других сословий своими обычаями, образом жизни, законами и клановой организацией, что представляли собой некое "государство в государстве".

Каждая такая гильдия жила в своем квартале города и представляла собой замкнутую общину, поскольку никогда не набирала людей со стороны, передавая дело лишь от отца к сыну. Да и браки, как правило, заключались только между представителями торговых кланов.

Во главе корпорации обычно стояла группа из трех-пяти опытных торговцев, которые в силу возраста уже не могли путешествовать с товарами. Они выступали в роли советников и администраторов: устанавливали цены, представляли общину в переговорах с государственной властью, возглавляли церемонии по отправлению и возвращению караванов. Они же выступали в качестве судей над своими людьми.
 
Вообще, класс торговцев был единственным исключением из общей системы ацтекского судопроизводства, поскольку все остальные сословия подчинялись ей безоговорочно, невзирая на заслуги и чин. Таким же исключением стала и религия: торговцы не только имели собственных богов (этим могли похвастаться многие профессии и даже населенные пункты), важнее то, что они сами служили для них жрецами, сами организовывали службу и приносили жертвы.

Конечно, если задуматься, то оба этих исключения становятся совершенно понятными. Ведь отправляясь в путешествие, почтека покидали дом на несколько лет, и все это время глава каравана обладал всей полнотой власти, подобно тому, как обладал ей капитан корабля, имевший право даже заключать браки, не говоря уж о суде и беспрекословном подчинении.

сословия, ацтеков
Поскольку каждое путешествие было связано с большими деньгами и долгим отсутствием, совершенно очевидно, что ацтеки, столь трепетно относящиеся к предсказаниям и пророчествам, не могли оставить дату начала путешествия на волю случая (впрочем, также как и дату конца). И не только дату. Отправление и прибытие каравана всегда сопровождались праздником с длинными речами, подношениям богам и особыми ритуалами. 

Например, в последний вечер перед уходом сам купец и все его домашние мыли голову и обрезали волосы. В следующий раз они делали это только после благополучного возвращения домой.

Совершенно очевидно, что путь от молодого купца, уходящего в первое путешествие, до главы каравана, а тем более гильдии был долгим и трудным, полным дорог и опасностей. Хотя количество опасностей вовсе не было одинаковым для всех. Кто-то из купцов предпочитал путешествовать по знакомым тропам и дружественным городам. Их так и называли «путешествующие господа». сословия, ацтеков

Но были среди них и совсем другие торговцы, отправлявшиеся на далекие и враждебные территории. Такие коммерсанты переодевались в одежды чужого племени, говорили на чужом языке, и часто совмещали торговлю со шпионажем. Их жизнь была непрерывным рискованным предприятием, и чем дальше они уходили от столицы, тем выше был риск, но и выигрыш в итоге был больше.

Вообще, любой торговый караван был вооружен как небольшая армия. И хотя нельзя утверждать, что почтека были переодетыми воинами, но сами условия торговли требовали от них воинских умений. Кроме того, отправляясь в новые места, торговцы оценивали благосостояние чужой страны, а заодно и ее военный потенциал, то есть выступали в роли шпионов довольно откровенно. Поэтому не удивительно, что торговля, как правило,  служила прелюдией военных завоеваний.

К тому же не редки были случаи, когда своим поведением караван старался спровоцировать вооруженный конфликт с местным населением, тем более, что плохое отношение к торговцам всегда считалось достаточным поводом для объявления войны. Такая деятельность добавляла авторитета сословию почтека в обществе ацтеков, столь воодушевленно относящемся к войне.

Все караваны, организованные торговцами, были пешими. Нельзя сказать, что ацтеки совсем не знали колеса и не понимали принцип его действия (существовали детские игрушки, где оно вполне успешно работало), но до прихода испанцев в Мексике не было тягловых животных, которых можно было бы запрячь в повозку. Да и местные трассы были плохо приспособлены для езды из-за неровного рельефа местности.

Большинство дорог были грунтовыми, а значит - сильно зависели от внешних условий. Поэтому за каждым селением закреплялся определенный участок длиной около тридцати километров, и жители должны были поддерживать его в хорошем состоянии: проводить ремонт после дождей, расчищать от растений, засыпать ямы и выбоины.

В принципе, ацтеки умели делать и более надежное дорожное покрытие. И хотя материальных доказательств того, что часть мексиканских дорог была вымощена розовым кирпичом (увы, не желтым), почти не осталось, но имя бога дорог наводит на мысль, что их было не так и мало.

Кроме того, для удобства путешественников, на подъемах и спусках прорубались ступени, через реки перекидывали деревянные мосты или держали для переправы на берегу каноэ. А вдоль самих дорог строились укрытия от непогоды, постоялые дворы, и даже алтари, куда благочестивые люди могли принести свои дары.

сословия, ацтеков
Заканчивая рассказ о почтека, хочу обратить внимание вот на какой интересный момент. Хотя торговцы были весьма богаты (возможно, это было самое богатое сословие в империи ацтеков, потому что, в отличие от чиновников, вся их собственность принадлежала им, а не государству), они никогда не выставляли свое благосостояние напоказ.

В то время, как сановник с гордостью носил расшитый плащ и украшения, почтека ходил в самом простом наряде из агавы и не носили никаких знаков отличия. Мало того,  прибывая из путешествия, он старался привезти свои товары тайно под покровом ночи и скрыть их на складе родственника или друга, чтобы никто не мог увидеть его сокровищ. И даже если его встречали с караваном, он всегда заявлял, что всего лишь перевозит их по чьей-то просьбе.

Скрытность и уклончивость были определяющими чертами в характере торговцев, хотя они становились все более влиятельной силой в обществе, посвященном войне и религии.
Вынужденные вести себя очень осмотрительно, чтобы не вызывать враждебного отношения со стороны воинов и чиновников, они настойчиво расширяли круг своих привилегий.

Ко времени правления Монтесумы II, последнего властителя ацтеков,  их детей принимали в кальмекак наравне с детьми вельмож,  они имели право принести свою жертву Уицилопочтли во время его праздника (правда, лишь после жертв воинов), да и приглашением в дом почтека редко  пренебрегали даже  весьма высокопоставленные  сановники.

Сословия империи ацтеков: статичный класс ремесленников



Еще одним сословием, зарабатывающим собственным мастерством  и пользующимся немалым уважением в ацтекском обществе, был класс ремесленников. Они тоже имели собственные кварталы и жили достаточно замкнуто, хотя до независимости и влияния гильдий почтека им было очень далеко.

Надо сказать, что сведений о столь прозаических ремесленных цехах как карьерные рабочие или солевары до нас, практически, не дошло. Зато мастерам искусств, таким как ювелиры или ткачи, создающие ткань из перьев, в хрониках уделено немало внимания. О мастерстве этих ткачей стоит рассказать немного подробнее.

сословия, ацтеков
Искусство создания материала из перьев было одним из самых поразительных умений ацтеков, полностью утраченным после нашествия испанцев. Чтобы получить такую ткань, каждое перышко  ткач вставлял в некое подобие паутины, дополнительно закрепляя его в следующем ряду. В результате на лицевой стороне была видна только цветная пушистая часть пера.

Понятно, что прежде чем начать сам процесс ткачества, мастер должен был придумать узор, который собирался из перьев самых разных птиц подобно мозаике. А поскольку разноцветных пернатых в окрестностях столицы было не так уж много, то они служили прекрасным товаром, ввозимым купцами, причем как в живом виде, для зоологических садов повелителя и сановников, так и в виде уже готовых птичьих перьев.

Все мастера, связанные с так называемыми второстепенными искусствами, были известны под именем «тольтеки», поскольку традиционно считалось, что свои умения они унаследовали от древней цивилизации, погибшей еще до прихода ацтеков в Мексиканскую долину.

И надо заметить, что не только имя выделяло их среди других ремесленников. Удивительная аура чужеродности и таинственности окутывала их происхождение и искусство. Тольтеки называли себя подданными бога Кецалькоатля, изгнанного из Тулы, последними представителями коренного населения этих земель.

Сами они сословия, ацтековникогда не претендовали ни на власть, ни на богатство, но при этом люди неизменно относились к ним с большой долей почтения. Да и заказчиками чаще всего выступали сановники довольно высокого ранга, включая самого повелителя, поэтому работа их всегда хорошо оплачивалась. Кроме того, они обычно имели прочные и взаимовыгодные связи с торговцами, что позволяло с выгодой продавать готовые изделия.

Существовал и еще один источник дохода для таких ремесленников. Среди сыновей сановников было модным осваивать какое-нибудь творческое занятие «ради упражнения и отдыха», так что они часто учились живописи, резьбе по дереву и камню, работе с золотом, и при этом хорошо платили мастеру.

Хочу подчеркнуть, что в отличие от почтека, ремесленники никогда не скрывали своего истинного материального положения, и не стремились изменить его (разве что, повышением собственного мастерства). В их среде не было старательно спрятанного желания подняться по социальной лестнице, а значит - не  было и напряженности между мастерами и правящим классом.

Судя по всему, ремесленников вполне устраивало их положение в ацтекском обществе. И если сословие торговцев отличалось активностью, динамичностью и быстрым развитием, то класс ремесленников был статичным и вполне довольным теми привилегиями, которые давало им всеобщее уважение к их работе.


Давайте подведем итоги. Эти два сословия, таких не похожих на первый взгляд, все же объединяла одна общая черта – их профессия требовала от них достаточного мастерства, зато и воздавала им немалыми привилегиями, поднимавшими их над большинством. Так что всех их, с некоторой долей условности, можно отнести к среднему классу государства ацтеков.

Но, как бы ни был важен этот слой общества, благосостояние его создается все же не им. Эта нелегкая работа всегда ложится на плечи простых людей, стоящих на самой нижней ступени социальной лестницы. Но о них речь пойдет в следующий раз.
 

Дата: 19.10.2012
Просмотров: 5105
Рейтинг: 0


Облако тегов: ацтеки, государство ацтеков, сословия, почтека, ремесленники, ткань из перьев
Комментарии:

ппппп | 23.12.2014 14:33

ппппп


Рейтинг: 0 

Isabella | 13.02.2015 13:02

Сайт хорош, слов нет.


Рейтинг: 0 

Kaylee | 16.02.2015 18:02

а еще посты на эту тему будут в будущем?


Рейтинг: 0 

Ashley | 24.02.2015 14:20

Мда, хотелось бы ещё почитать на эту тему.


Рейтинг: 0 

marina | 02.03.2015 10:21

Автору спасибо.


Рейтинг: 0 

Автор | 07.03.2015 12:00

Спасибо за добрые слова, рада, что статьи заинтересовали. К сожалению, я на этом сайте больше не работаю и статей в этот блог не пишу.


Рейтинг: 0 

Mixkino | 11.08.2018 07:10

Правящие сословия, такие как дворянство и крестьяне, наделенные властью, обычно передавались по наследству, однако в число и тех и других можно было попасть через образцовое служение императору, среди рабов данный вид повышений получил широкое распространение.


Рейтинг: 0 

Евгения | 24.10.2018 15:18

Перезвоните пожалуйста по телефону +7 (495) 248-01-88 Евгения


Рейтинг: 0 

Олег | 18.11.2018 16:00

Перезвоните пожалуйста по телефону 8(499)322-46-85 Олег


Рейтинг: 0 

Михаил | 26.12.2018 08:50

Перезвоните мне пожалуйста 8 (499) 322-46-85 Михаил, не обращайте внимания на заставку, дождитесь ответа оператора.


Рейтинг: 0 

Михаил | 27.12.2018 03:19

Перезвоните мне пожалуйста 8 (499) 322-46-85 Михаил, не обращайте внимания на заставку, дождитесь ответа оператора.


Рейтинг: 0 

Андрей | 17.06.2019 03:03

Перезвоните мне пожалуйста по номеру 8(950) 046-30-37 Андрей.


Рейтинг: 0 

Антон | 19.06.2019 12:53

Перезвоните мне пожалуйста по номеру 8(981)974-93-50 Антон.


Рейтинг: 0 

Оставьте свой комментарии:
Ваше имя*: 
Комментарий*: 
Введите ответ цифрой*:  6+7=




Забыли пароль?
Вы действительно хотите выйти?