Женский русский головной убор - визитная карточка хозяйки |
Русский головной убор: введениеВ наше время головные уборы давно уже стали чем-то второстепенным. Носим мы их чаще всего лишь для защиты от холода или солнца, а при любой возможности стараемся ходить с непокрытой головой. А ведь на протяжении веков этот предмет гардероба играл очень важную роль в костюме, и, особенно, в костюме женском. Причем головной убор был не только украшением своей хозяйки, хотя и эту задачу выполнял весьма успешно, но и довольно много рассказывал о ней окружающим. Так, по виду убора знающий человек легко мог определить и возраст женщины, и ее семейное положение, и даже место жительства. Мало того, головной убор служил символом добропорядочности, поэтому чтобы устыдить кого-то или прилюдно покаяться, достаточно было обнажить голову, зато появиться на людях с непокрытой головой для женщины было настолько неприличным, что сорванный с головы убор мог опозорить ее на всю жизнь, отсюда и пошло выражение «опростоволоситься». Надо сказать, что древние славяне придавали женским волосам поистине колдовскую силу, не зря же богини и ведьмы всегда изображались с распущенными волосами. Считалось, что если девушка распустит косы, то сможет приворожить себе мужа, а вот если замужняя женщина покажет волосы посторонним, то этим она притянет в дом беду.
Девичий русский головной убор всегда был славен косой
Девичья коса вообще считалась символом чести и отношение к ней было уважительным. Дернуть за нее значило оскорбить, а уж отрезать косу было таким же позором, как опростоволосить замужнюю женщину.
Но все же существовал у древних славян такой обычай – обрезать косу, если девушка убегала из дому и выходила замуж против воли родителей. Тогда молодой муж предъявлял эту девичью драгоценность своим новым родственникам вместе с выкупом за "умыкание" невесты в знак свершившегося брака.
Иногда эта повязка была столь высокой и жесткой, что парни, не смевшие коснуться понравившейся девушки, забрасывали в нее орехи и сладости, так что приходилось красавице гулять с парой килограммов подарков на голове.
Вдоль щек у этих головных уборов часто спускались рясы, а лоб закрывала поднизь из жемчуга, который для жесткости иногда собирали на конский волос. Как и повязка, эти головные уборы завязывались сзади, оставляя верх головы неприкрытым. Кстати, исследователи считают, что праздничные девичьи уборы получились в результате синтеза народных и великокняжеских головных уборов домонгольского периода.
Затем на молодую надевали кокошник и покрывали голову фатою. Только после этого возвращали жениху, который все это время ждал ее в церкви. Видеть волосы «мужатой» женщины мог только ее муж и повелитель.
Женский русский головной убор – защита от позора и "дурного глаза"
Замужние женщины всегда тщательно укрывали волосы повойником (повоем) – мягкой шапочкой, которую они не снимали даже дома. Помимо защиты от «дурного глаза» он заодно предохранял основной головной убор от загрязнения. Поверх него в повседневной жизни женщины низших слоев часто завязывали платок – наметки, или полоску ткани – кустышки. Но и в том, и другом случае надо лбом у них образовывались рожки, которые считались древнейшим славянским оберегом и символом плодородия. Более состоятельные хозяйки надевали на повойник еще один головной убор. Чаще всего тулью сороки просто делали из нарядного материала, и лишь иногда украшали шитьем и драгоценными камнями.
В качестве же более праздничного головного убора чаще носили кичку или кику, которую называли также чело кичное. Этот головной убор имел уже более сложную конструкцию и украшался гораздо богаче. Он состоял из начельника, закрывавшего лоб, позатыльника, закрывавшего шею, а иногда и плечи, и самой жесткой кички, придававшей убору форму с рогами, хотя и не во всех губерниях рога эти были ярко выражены.
Форма кики вообще очень сильно различалась не только в разных областях, но даже в зависимости от возраста и статуса замужней женщины. Так, головной убор молодки мог иметь совсем маленькие рожки, а вот у старейшей женщины рода рога на кике нередко достигали весьма приличной длины. При этом женщины, дожив до старости, часто опять меняли рогатую кику на безрогую или просто на платок.
Быть может, славяне, придававшие женским волосам большую силу, даже закрывая их, старались сохранить некую связь с небом? Объяснения этому я не знаю.
Самый символичный русский головной убор- кокошник
Кокошник был самым праздничным, самым красивым вариантом убранства женской головы, его даже можно назвать символом женского национального головного убора. Надо сказать, что такой головной убор был весьма дорогим удовольствием - изготавливался он долго и сложно, украшался жемчугом, расшивался золотыми нитями, а потому часто передавался в семье по наследству, почти как фамильные драгоценности.
Кстати сказать, пришел полукруглый кокошник в русский костюм из татарского, хотя за многие века был значительно усовершенствован и изменен. Высота его могла превышать полметра, а если вспомнить, что жесткость ему чаще всего создавала береста или очень плотная бумага, то становится понятно, что это был довольно неудобный головной убор. Так что, и в России красота собирала свои жертвы.
Когда его надевала невеста на свадьбу, то гости обычно желали новобрачной иметь столько же детей, сколько шишек на кокошнике.
Такой кокошник представлял собой твердую шапочку, округлую спереди, имевшую один гребень сзади или два по бокам. Обтягивался этот головной убор парчой или шелком, а затем расшивалась бисером и золотыми нитками. Носили его в основном на юге России, тогда как высокий клобук был более популярен на Севере.
Довольно большой круг материала собирался по внешнему краю, а затем пришивался к полоске ткани. Ширина этой полоски могла быть разной, что и определяло высоту головного убора. Шили сборник чаще всего из бархата, а украшали золотым шитьем.
Этот кокошник выглядел как круглая плоскодонная шляпа, которую изготавливали из бересты или толстой кожи, а затем обтягивали парчой и расшивали. Его предком стал скифский калаф, хотя у того форму цилиндра имела лишь передняя половина.
|
Распечатать... |