Славянская большая семья: древнее родовое поселение
Даже для современного человека, связанного с совершенно чужими людьми самыми разными отношениями – дружественными, деловыми, финансовыми и многими другими, родство занимает особое место. Хотя мы, с точки зрения древних людей, почти сироты: ведь мало кто может вспомнить свою родню дальше, чем за пару поколений, да и общаемся мы чаще всего лишь с двоюродными - троюродными родственниками.
Конечно же в древние времена ситуация была совершенно иной. В начале нашей эры поселения славян состояли из одной большой семьи. Как правило, наши предки выбирали красивый солнечный склон на берегу реки или озера в дебрях нехоженого леса и строили там общинный дом. Этот дом, имевший приличную площадь порядка пятисот квадратных метров, служил одновременно и жильем для всех членов рода (а было их примерно пятьдесят – шестьдесят человек), и хлевом, и складом, и мастерской. ![славянская большая семья большая семья](http://svetgorod.ru/_users/17/1674/gal/103/selenie.jpg)
Огораживали его редко, вполне хватало защиты труднопроходимого леса и болот. Да и мало кто в те времена перемещался с места на место. Любой род находился на полном самообеспечении: выращивал себе пищу, изготавливал посуду, одежду, обувь, орудия труда. Торговать такой «экономической единице» было особо нечем, да и, в общем-то, не зачем – все необходимое было, а о существовании чего-то другого просто не знали.
![славянская большая семья большая семья](http://svetgorod.ru/_users/17/1674/gal/103/zanyatiya.jpg)
Даже браки в самые древние времена заключали внутри большой семьи, опасаясь всех чужих и не желая отдавать на сторону своих мастериц и охотников. Но, вполне понятно, что именно это положение изменилось в первую очередь: женихов и невест начали искать в других селениях, за лесами и болотами, а порой и в других племенах.
Постепенно значение индивидуальных семей в роду возрастало, поэтому они стали покидать общинный дом, строя поблизости собственное жилье и заводя отдельное хозяйство. Так что, в конце концов, общинный дом перестал быть общим домом большой семьи, оставаясь лишь местом собраний и совместных работ.
К концу первого тысячелетия замкнутость родовых поселений постепенно ослабела: кто-то покидал его, уходя осваивать новые земли, кто-то наоборот приходил со стороны, и постепенно «родовая община» превратилась в «соседскую».
Параллельно происходило постепенное расслоение общества на богатых и бедных, а значит, возникла необходимость в защите от соседей. Поселения начали огораживать, а где-то наоборот, строить крепости, охраняемые профессиональными воинами, под защитой которых образовывались новые поселения. Так начинался рост городов, но это тема отдельной статьи.
![славянская большая семья большая семья](http://svetgorod.ru/_users/17/1674/gal/103/narodnoe_gulyane.jpg)
На первый взгляд, с исчезновением родовых поселений род перестал быть определяющим фактором в жизни человека, однако он никуда не исчез, и еще очень долго именно большая семья диктовала каждому своему члену, что тот должен делать.
Да и сегодня нельзя сказать, что родственники не имеют влияния на нашу жизнь. Пусть для повседневного выживания объединение всех членов семьи уже давно не нужно, все же именно к родне человек обращается за помощью в первую очередь, и нет страшнее напасти, чем семейный разлад, не говоря уж о кровавом раздоре.
Кстати сказать, наша недавняя история, когда родственные отношения пытались заменить идеологическими, ясно доказывает, что такие попытки неизменно заканчиваются трагедиями. А для примера достаточно вспомнить братоубийственную гражданскую войну.
Но вернемся к древним славянам. Какой же была жизнь наших далеких предков, когда она практически полностью определялась принадлежностью к роду, к большой семье?
Славянская большая семья: один за всех и все за одного
Я уже не раз говорила, что долгое время отдельный человек воспринимался окружающими в основном не сам по себе, а лишь как часть определенного сообщества, которым могла быть гильдия, цех или дружина, хотя о названиях подобных объединений у славян сохранилось мало сведений. Но первой и самой важной была принадлежность к большой семье.
Всем знакома пословица «по одежке встречают, по уму провожают». Сейчас она понимается лишь как необходимость произвести хорошее первое впечатление своим внешним видом. Но пришла она к нам из тех далеких времен, когда цвет, покрой, украшение одежды человека ясно показывали окружающим, к какому именно роду он принадлежит.
Тысячу лет назад нашим предкам достаточно было взглянуть на наряд человека, чтобы понять не только из какой он местности и какого рода-племени, но даже его общественное положение и «гражданское состояние» - достиг ли совершеннолетия, есть ли своя семья, да и многое другое.
Кстати сказать, если кто-либо без крайней необходимости переодевался в одежды, не соответствующие его достоинству и полу, его ждало суровое осуждение окружающих, а порой и наказание. В сущности, подобное было допустимо лишь ради спасения жизни, своей или чужой.
![славянская большая семья большая семья](http://svetgorod.ru/_users/17/1674/gal/103/krovnaya_mest.jpg)
Каждый род имел свою репутацию: кто-то славился честностью, а кто-то буйным нравом. Так что такая «визитная карточка» в виде одежды позволяла людям сразу решить, как вести себя с незнакомцем. Вот и встречали человека «по одежке», и только потом, хорошо узнав его лично, «провожали по уму».
Возглавляли большую семью, составляющую род, Большак и Большуха. В древности они не были самовластными правителями, как в более поздних крестьянских семейных общинах старой России. Правильнее сказать, что они осуществляли лишь исполнительную власть, показывая остальным пример в любом деле.
При этом все важные вопросы решались на общем семейном совете, где мужчины и женщины имели равное право голоса, весомость которого определялась лишь личным авторитетом.
![славянская большая семья большая семья](http://svetgorod.ru/_users/17/1674/gal/103/pobratimi.jpg)
Кстати сказать, по представлениям древних людей, родственниками не рождались. Для того, чтобы стать членом семьи, каждый новорожденный обязательно проходил обряд принятия в род. Такой же обряд мог пройти и посторонний человек, которого в силу каких-то причин было решено принять в семью. Но, в общем-то, любой, кто разделил с хозяевами трапезу, уже переставал быть чужим, хотя вряд ли становился полноправным членом рода.
![славянская большая семья большая семья](http://svetgorod.ru/_users/17/1674/gal/103/obrashenie_k_prashuram.jpg)
Большая семья, из которой и состоял род, представляла собой единый коллектив, и вырвать человека из него могли лишь чрезвычайные обстоятельства. Смерти, к примеру, это было не под силу – ведь умершие предки оставались рядом с живыми, защищая и охраняя их, и именно к ним обращались в случае нужды в первую очередь. Кстати, всем знакомое «Чур, меня!» - это всего лишь исказившееся за века обращение к пращурам: «Щур, защити меня!».
По древним законам род нес за каждого человека коллективную ответственность. Это проявлялось не только в том, что родня первой спешила на помощь родственникам, попавшим в беду или затеявшим большие работы. За провинившегося человека тоже отвечала вся большая семья.
![славянская большая семья большая семья](http://svetgorod.ru/_users/17/1674/gal/103/krovnaya_mest_2.jpg)
Кстати, именно здесь надо искать истоки кровной мести. В древние времена существовали правила, в которых было четко оговорено, какой родственник за кого должен мстить. Причем удар наносился не столько убийце, сколько его роду, а значит - стремились истребить самого уважаемого, самого значимого члена из всей большой семьи обидчиков.
Сейчас этот «дикий обычай» вызывает у нас лишь чувство возмущения, но не стоит забывать, что в те времена, когда он появился, не существовало никакого официального правосудия. «До Бога высоко, до князя далеко», так что порядок поддерживался исключительно собственными силами. А существование кровной мести служило серьезным сдерживающим фактором.
Да ведь даже сегодня нежелание «срамиться перед своими» нередко удерживает людей от дурных поступков. Потому и наибольшему разгулу человек предается только там, где его никто не знает. Что ж тогда говорить о тех далеких временах, когда существовала реальная угроза своим неразумным поведением нанести ощутимый урон почитаемым родственникам.
Так что, как видим, древний славянский род был большой дружной семьей, жизнь в которой была вполне комфортна для каждого ее члена, будь он работящим взрослым, малым ребенком или уважаемым стариком. Любой человек был обеспечен и материально и духовно - воистину «мой род – моя крепость».
Но это не отменяет того, что все люди разные, а потому для кого-то эта надежная крепость становилась тюрьмой. И, пожалуй, первым противоречием между желаниями конкретного человека и рода в целом, был брак.
Славянская большая семья: брак - не личное дело
![славянская большая семья большая семья](http://svetgorod.ru/_users/17/1674/gal/103/brak.jpg)
Сейчас, когда люди собираются вступать в брак, как-то само собой подразумевается, что они любят друг друга. Даже если это в действительности не так, и причины для брака совсем иные, они обычно замалчиваются, хотя бы прикрываясь любовью. Да и знакомство будущих супругов до брака в наше время подразумевается само собой.
Иначе обстояли дела в древние времена. Вспомним, что род жил очень обособлено, а после того, как браки перестали заключать внутри большой семьи, появилось железное правило: не женятся на тех, с кем вместе едят, ведь все молодые люди, сидящие за одни столом, автоматически считались братьями и сестрами. Реальная родственность крови в этом случае играла менее важную роль, да и случалось такое нечасто в силу все той же обособленной жизни.
Так что когда один род принимал решение породниться с другим родом, мнения конкретных молодых людей на этот вопрос никто не спрашивал. Мало того, вздумай кто-нибудь из них выступить с заявлением «я его не люблю» и жениться или замуж выходить не буду, родственники посмотрели бы на него весьма косо, а могли и выгнать за непослушание. Так что за любовь в то время платили дорого: либо жизнью, либо изгнанием.
Подобное пренебрежение интересами большой семьи в древние времена сурово осуждалось, а мечты о великой любви не признавались окружающими достойными сочувствия. И все же песни, сказания и легенды сохранили до наших дней истории именно о тех, кто пошел наперекор общему правилу.
Однако большинство вполне охотно покорялось требованию общественной морали, радуясь что «все будет как у людей». «Стерпится – слюбится», говорила народная мудрость. И действительно, после свадьбы люди чаще всего привыкали другу к другу и не чаяли лучшей доли. Даже имея возможность выбора, молодые нередко руководствовались другой пословицей «Женятся ради щей, замуж идут ради мяса». Так что в первую очередь оценивались домовитость и здоровье, все остальные качества считались менее важными.
И все же, с усилением роли малой семьи, возрастало и значение любви, как «уважительного» мотива для вступления в брак. А чтобы молодые люди могли познакомиться, показать себя друг другу, устраивались посиделки, «досветные беседы». Проводили их в то время, когда не было полевых работ, в разных домах по очереди, а если селение было большое - то в специально построенном общинном доме.
Собиралась молодежь из разных мест, приносили угощение и обязательный «урок»: шитье, прялки с куделью, лапти, берестяные кузова. Трудились не ради корысти, больше для славы, стараясь показать друг другу свое мастерство, ведь оно ценилось гораздо выше, чем внешность или ум.
Все игры, танцы и беседы наедине начинались только после того, как урок был сделан, бросить его не законченным было немыслимо. Случалось, нетерпеливый парень подпаливал кудель, чтобы милая освободилась поскорее, а то мог и вовсе отнять прялку, требуя поцелуя в качестве выкупа. А порой девушки пытались погадать на судьбу: оставляли прялку и ждали, кто поднимет и придет просить выкупа.
Устраивалась и своеобразная «выставка невест». Чтобы «себя показать» летом во время праздников девушки водили танок – хоровод - змейку среди деревьев. А чтобы вернее привлечь женихов, даже в самую жару нередко надевали шубы, ведь мех считался магическим символом богатства и плодородия, хотя реальным знаком богатства в силу своей общедоступности он в то время не был.
Но все же, мо лодые крайне редко сговаривались сами, сватала их все равно семья, и девушке оставалось лишь окольными путями выяснять, тот ли посватался, с кем миловались. Недаром столь популярны были девичьи гаданья о «суженом» - ведь инициатором брака чаще выступал род жениха, а девушке, которая и видела своего будущего мужа до свадьбы далеко не всегда, только и оставалось, что гадать.
Кстати сказать, подобные правила заключения брака были приняты у всех народов и существовали довольно долго, а в знатных и, особенно, правящих домах сохранялись до совсем недавнего времени. Все представляют себе, что такое династический брак, когда спутницу жизни наследнику престола подыскивают исходя из государственных интересов, а вовсе не личных склонностей. Почему же сохранялись столь древние обычаи?
Понятно, что в первую очередь принимались во внимание политические и экономические интересы, но важную роль играл и тот факт, что правителей во все времена окружали бесчисленные табу. Считалось, что они, как посредники между людьми и Богами, должны еще строже придерживаться завещанных традиций, чтобы не принести беды всему народу. Ошибку простого человека Боги могут простить или просто не заметить, а за ошибки вождей будет платить все племя.
Славянская большая семья: и в те времена рождались «буревестники»
Кроме создания семьи, нередко возникало и другое противоречие интересов отдельного человека и рода в целом. Помните знаменитую «Песнь о Буревестнике», где глупые гагары, не любящие бурь, противопоставляются смелому буревестнику, приветствующему шторм. Казалось бы – «Да здравствует буревестник!» Но ведь эти самые гагары всегда составляют большинство человеческого общество, и, собственно, в них залог его стабильности и процветания.
И все же люди, не желающие подчиняться общим правилам, рождались во все времена. И им было так же тесно в рамках большой семьи, как позднее - в рамках установленных законов и религий. Не будь таких людей, общество лишилось бы новых идей и, в конце концов, остановилось в своем развитии.
А в те далекие времена человек, желавший увидеть мир и себя показать, уходил из рода. В исторических книгах нередко можно встретить описание, как молодой славянин кланяется отцу-матери, и объявляет, что уходит долю искать. Родители при этом вполне удовлетворены подобным заявлением: просто современная семья, провожающая сына на учебу в другой город. А между тем, в те времена из рода уходили навсегда, и вся большая семья как бы вычеркивала человека, даже говорили о нем, как об умершем.
Таких людей называли «изгоями». И слово это происходит не от глагола «изгонять», как можно подумать, а от древнего русского «гоить» - «жить». Так что буквально слово изгой означает «лишенный жизни». А вот знакомое былинное начало «Ах ты гой еси» вовсе не простой набор звуков, а вполне осмысленное пожелание «Будь здоров!».
Вне какой-либо группы человек не имел ни прав, ни обязанностей. С точки зрения общества он был никем, его благополучие и жизнь никого не интересовали. Потому-то даже вольница «свободных и равных» очень быстро обретала свою структуру и вожака. Кстати именно из таких людей собирались и разбойничьи шайки, и военные дружины.
Ко времени распада родового строя, профессия воина была овеяна в глазах простых людей древним таинством, ведь воины посвящали свою жизнь грозному Перуну, хозяину молний. И совсем не удивительно, что воинская жизнь, проходящая в огромном, необозримом мире, всегда манила к себе отчаянных парней.
Да и в глазах девушек воин стоял выше обычного охотника. Однако не каждого желающего принимали в дружину, ведь она тоже была своего рода большой семьей, а потому каждый кандидат обязательно проходил испытания и обряд посвящения. Впрочем, это тема отдельного разговора.
Заканчивая рассказ о большой семье славянского рода, пожалуй, стоит еще раз подчеркнуть, что родня, родственные отношения очень долго определяли всю жизнь человека даже после того, как родовой строй перестал существовать. И это можно с полным правом отнести не только к князьям и правителям, но и к простым людям.
В сущности, родовая община, превратившаяся в соседскую, сохраняла свое почти абсолютное влияние в деревнях даже в начале прошлого века, и только коренная ломка всего жизненного уклада свела авторитет семьи и соседей в нашей сегодняшней жизни до минимума, хотя и не смогла уничтожить его до конца.
В следующей статье мы поговорим о роли женщины в древние времена, которая вовсе не была "бесплатным приложением" к мужчине.
|