Рассудительность или хамство?

 

Рассудительность или хамство?

О белорусах часто говорят, что они спокойные, рассудительные или, как мы сами любим о себе говорить, умеренные. Все это подается как элемент исторической традиции, черта менталитета, что передается из поколения в поколение. Нам, конечно, слышать такое, особенно от иностранцев, приятно: «Вот мы какие! Не то, что некоторые». И тут происходит самое опасное. Попав в плен стереотипов и незаслуженной похвалы, мы незаметно для самих себя расслабляемся, теряем принципиальную самооценку. А вместе с этим, наверное, теряем то, что действительно накапливалось нашими предками.

Поэтому, уважаемые земляки, давайте не обращать внимания на комплиментарные высказывания в свой адрес. Ведь в наших же интересах подходить к себе строго, критически. И прежде всего в тех сферах жизнедеятельности, где игнорирование определенных норм и правил одним человеком приводит к трагическим последствиям не только для него, но и других.

Да, речь снова пойдет про порядки, а вернее, беспорядок, своеволие на дорогах.

На своей первой пресс-конференции новый начальник Гродненской областной Госавтоинспекции Сергей Талатай отметил, что отношения между участниками дорожного движения в любой стране регулируются не только Правилами, но и традициями, менталитетом населения. Какой же он, наш менталитет? Сначала задумаемся, пожалуй, о главном: уважаем ли мы закон?

Белорусы – люди очень законопослушные

Довольно распространено мнение о том, что белорусы – люди очень законопослушные, покорные перед "установками" сверху (есть даже много анекдотов на тему "надо так надо, что поделаешь..."). Но, на мой взгляд, это – один из мифов про наши национальные особенности. Предлагаю убедиться в этом не на каких-то экстремальных примерах дорожно-транспортных происшествий (чтобы не было оправданий, что, мол, в семье не без урода), а на обычной, так сказать, ситуации, которая ежедневно наблюдается в Гродно.

Жители и гости областного центра знают, что возле торгового центра "Корона" уже давно установлен дорожный знак, который (наверное, для предотвращения аварийных ситуаций) запрещает водителям с 10 до 18 часов поворот налево, требуя повернуть направо и только потом вернуться на нужную полосу. В результате необходимо проехать 300-400 "лишних" метров по сравнению с вариантом, когда сразу поворачивают налево. Надо так надо? Не нравится, но должен подчиниться? Как бы не так...

Минут за пять моих наблюдений из торгового центра выезжает сорок автомашин, и только половина водителей (и то хорошо?) выполняет требование дорожного знака. Остальные либо его не видят, либо, что более вероятно, "экономят" топливо или время и тут же поворачивают налево. О таком "менталитете" уже хорошо знают сотрудники ГАИ и регулярно дежурят в этом месте, останавливая и штрафуя нарушителей. И так повторяется изо дня в день, из месяца в месяц. Мелочь? Но разве это не "зеркало" нашей законопослушности, точнее, ее отсутствия у, по оценке автора этих строк, примерно половины водителей?

Дорожная дисциплина

Водитель, который повернул НЕ направо, как того требовала дорожная дисциплина, а налево, может в качестве оправдания заявить, что, выполняя маневр, он в этой конкретной ситуации не создавал опасности другим транспортным средствам. Или даже поставить под сомнение целесообразность установки этого дорожного знака. Но здесь принципиально важно другое – то, что в сознании десятков, сотен, тысяч людей нарушение правил дорожного движения, нравятся они тебе или нет, не является чем-то необычным. Более того, это едва ли не норма, особенно если рядом нет гаишника. И как нагло, по-наплевательски к определенным законодательством правилам и всем вокруг это делается!

Вот еще одна типичная "картинка с натуры". Центр города, транспортный "час пик". За рулем – молодой человек или также молодая особа прекрасного пола, водительский стаж, скорее всего, не превышает нескольких лет, а может, и того меньше. Однако сколько же уверенности в своих способностях! Ремнем безопасности пристегиваться необязательно. Держать одной рукой руль, а другой – мобильный телефон – никакой проблемы. На это можно было бы не обращать внимания, если бы таких "спецов" собрали в одну кучу и разрешили ездить по только для них определенной дороге. Но ведь нет таких "резерваций", они ездят вместе со всеми и никто не застрахован от столкновения с этим хамством.

Если кому-то из подобных водителей попался на глаза этот материал, то адресую только две просьбы. Первая – относительно пользования мобильной связью за рулем автомобиля. Молодые люди, вы же живете в XXI веке, лучше своих родителей, не говоря про дедушек, владеете техническими средствами, компьютером и тем же "мобильником". Допускаю, что без последнего не обойтись даже во время езды. Но неужели для вас проблема сделать в салоне машины так, чтобы, разговаривая по телефону, не надо было одну руку отпускать с руля? Это же элементарно, да и в ваших же интересах. В соответствующей консультации, возможно, не откажут даже в ГАИ.

И второе: ни в коем случае не игнорируйте ремень безопасности! Жизнью и наукой подтверждено, что его использование не уменьшит количество дорожно-транспортных происшествий и раненых, однако риск смертельного травмирования сокращается на 45 процентов.

Гродненская областная Госавтоинспекция

Кстати, Гродненская областная Госавтоинспекция, уверяет ее руководитель Сергей Талатай, намерена общаться с каждым поколением участников дорожного движения на понятном ему языке. Инспекторы ГАИ, например, пойдут не только в детские сады и школы, но и в ночные клубы, где "будет, чем удивить, в хорошем смысле". Однако только усилиями Госавтоинспекции навести порядок на дорогах нереально. "Если всем обществом, единым фронтом не выступим – ничего не изменится", – убежден Сергей Талатай.

Однако обеспокоено ли этой проблемой общество? И насколько искренние шаги делает в этом направлении? Еще один факт для раздумий. Недавно проходила традиционная республиканская акция "Внимание, дети!", в ходе которой водителям рекомендовалось ездить с включенным ближним светом фар вне зависимости от того, день на улице или ночь. Для агитации использовались даже большие плакаты на кабинах автобусов. И правильно. Вот только какого эффекта можно добиться, если сам "агитатор" этот свет... не включает? Хотя, наверное, сделали отчет о проведенном мероприятии...

Борис Прокопчик, корреспондент газеты "Звязда".


Возврат к списку