ЭНЦИКЛОПЕДИЯ |
Новый государственный стандарт образования
На стыке смены власти в министерстве образования и науки приказ об утверждении нового государственного стандарта образования в средней школе (ФГОС) был подписан.
Поскольку первые разговоры о нем начались еще в 2010 году, к тому же мало кто из людей, имеющих к школе косвенное отношение, воспринял его всерьез, совершенно необходимо напомнить, в чем его суть.
Новый государственный стандарт образования: как это было
В первой версии нового стандарта образования обязательными предметами в 10-11 классах были установлены только физкультура, ОБЖ, Россия в мире (вновь придуманный предмет не очень ясного содержания) и еще один по выбору. Все остальные переходили в разряд факультативов, а следовательно, переводились на платную основу.
Как только проект был опубликован, он вызвал столь бурное негодование и учителей, и родителей, шокированных такой явной военно-патриотической направленностью, совершенно не вписывающейся в традиции нашей школы, что был приостановлен по требованию тогдашнего премьера и отправлен на доработку.
И вот новая версия государственного стандарта образования подписана и направлена на утверждение в Министерство юстиции, то есть первый шаг от проекта до закона она уже прошла. На этот раз к голосам недовольных решили не прислушиваться, поскольку как сказал новый министр образования и науки Дмитрий Ливанов: «Всю критику учесть невозможно».
Со следующего нового года начнется внедрение новой системы обучения в отдельно взятых школах, а к 2020 году на него перейдут все школы страны. Все это время будет проходить, так сказать, обкатка, по результатам которой будут вноситься некоторые коррективы, но протесты против проекта в целом уже бесполезны.
Итак, в чем же суть нового стандарта, по которому будут получать образование наши дети
Новый государственный стандарт образования: суть
По утвержденному новому стандарту образования ученики 10-11 классов будут иметь шесть обязательных предметов: русский язык и литература, математика, иностранный язык, история (или все та же непонятная «Россия в мире»), физкультура и ОБЖ. Еще три или четыре курса школьник имеет право выбрать дополнительно, но суммарное количество учебных часов не должно превышать 37 в неделю.
При этом каждый предмет будет иметь два уровня изучения: базовый и профильный, дающий углубленные знания.
Для ребят, не имеющих четкого представления о конкретном списке интересующих их предметов, предполагается создать некие готовые профили обучения: естественнонаучный, гуманитарный, социально-экономический, технологический и универсальный. Последний придуман для тех, у кого к 10 классу еще не сформируется узкая специализация. Список предметов, входящих в конкретный профиль, в документе не указывается, но время для его подготовки еще есть.
На первый взгляд кажется, что ученик сможет полностью исключить из изучения нелюбимые им предметы, к примеру физику или химию, но в действительности ситуация несколько иная.
Во-первых, программу обучения в средней школе до девятого класса менять никто не собирается, а значит - начальные знания по всем предметам учениками будут получены.
Во-вторых, в новом стандарте образования оговорено, что ученик обязан выбрать хотя бы по одному предмету из каждой области науки, так что даже тем, кто терпеть не может физику или биологию, придется изучать такой предмет, как «Естествознание», который должен обеспечить базовые знания по всем предметам, относящимся к естественным наукам.
В целом новый стандарт воплотил идею вариантного образования, когда каждый ученик в старших классах может выбрать для себя программу обучения в соответствии со своими интересами и способностями. Кроме того, авторы проекта утверждают, что новая программа будет не столько заставлять зазубривать готовые знания, сколько учить школьника эти знания добывать в необходимом ему объеме.
Новый государственный стандарт образования: новые итоговые испытания
Согласно утвержденному стандарту образования меняется не только набор предметов, но и итоговые испытания по окончании школы. Теперь ученик должен будет сдавать три обязательных государственных экзамена, поскольку к математике и русскому языку добавится еще иностранный язык.
Правда, уровень сложности экзамена можно будет выбрать, исходя из собственных дальнейших планов. Для получения аттестата будет достаточно экзамена минимального, самого низкого уровня, но если выпускник собирается поступать в высшее учебное заведение, степень сложности сдаваемого экзамена должна быть выше. Предполагается, что лучшие вузы страны будут зачислять по результатам только самого продвинутого уровня.
Кроме экзаменов ученик под руководством наставника должен будет подготовить выпускную работу, представляющую собой завершенное учебное исследование или разработанный проект – в сущности, это будет некий аналог диплома, который сегодня защищают студенты, заканчивая высшее учебное заведение.
Новый государственный стандарт образования: мнения экспертов
Вполне ожидаемо, что и новый вариант стандарта образования вызвал бурные обсуждения и критику. Так, по мнению экспертов, серьезным недостатком можно назвать отсутствие каких-либо критериев оценки знаний и навыков, которые должен иметь каждый выпускник средней школы. Поскольку обучение становится многовариантным, необходимость подобных критериев очевидна. Однако существующие в стандарте формулировки слишком расплывчаты и неопределенны.
Вторым существенным недостатком чаще всего называют противоречие между требованиями вузов к поступающим и уровнем знаний, получаемых в школе, которое станет еще более явным после внедрения ФГОС. В результате него ребятам, не имеющим возможности заниматься дополнительно, будет сложно продолжить образование.
А если вспомнить, что планируется серьезное сокращение и самих высших учебных заведений, и бюджетных мест в них, то обвинения нового стандарта в ориентацию на платное обучение имеют под собой почву.
Третьим серьезным возражением можно назвать опасения, что с введением возможности выбора предметов, будет потеряна системность знаний, а значит - значительно снизится общее качество образования.
Что же касается плюсов, то главный из них – это даваемая школьнику старших классов возможность не тратить свое время на предметы, которые не пригодятся ему в дальнейшем. Ведь не секрет, что мало кто даже через десять лет может вспомнить хоть что-нибудь из школьной программы по физике или химии, если его профессия далека от них.
К тому же изменение школьной программы, прошедшее в последнее десятилетие, привело к тому, что по каждому предмету школьники вместо общих базовых понятий изучали массу специализированных терминов. А когда ко всему этому добавлялась подготовка в вуз, загрузка добросовестных старших школьников превышала всякие разумные нормы.
Конечно, сейчас говорить о вреде или пользе нового стандарта еще рано, потому что настоящие его плюсы и минусы сможет показать только жизнь. Остается только надеяться, что до 2020 года в него успеют внести все необходимые поправки и российское образование сможет сохранить свой уровень.
Дата: 18.10.2012
Просмотров: 3477
Рейтинг: 0
Комментарии:Оставьте свой комментарии: