ЭНЦИКЛОПЕДИЯ |
Подготовка к школе - Во сколько лет отдавать ребенка в школу?
Во сколько лет отдавать ребенка в школу?
Впервые вопрос о готовности детей к началу школьного обучения возник в конце 40-х годов, когда было принято решение о переходе к обучению с 7-летнего возраста (ранее обучение начиналось в 8 лет). Именно тогда перед учеными была поставлена проблема анализа сформированности необходимых умений и навыков, уровня определенных сторон развития ребенка. Именно с той поры не проходит интерес к определению готовности ребенка к регулярному обучению. Второй всплеск интереса возникает на следующей ступени понижения возраста поступления в школу: 1983 год – знаменитое решение об обучении с шести лет. И снова перед обществом ставится вопрос о зрелости ребенка, сформированности предпосылок учебной деятельности.
Почти 20 лет в нашей стране существовало обучение в начальной школе двух типов: начиная с шести лет по программе 1-4 и начиная с семи лет по программе 1-3. Первоначальный план быстрого перехода на всеобщее обучение с 6-ти лет не удался не только потому, что далеко не во всех школах могли создать необходимые для учащихся этого возраста гигиенические условия, но и потому, что не всех детей можно обучать в школе с 6-ти лет. Сторонники более раннего обучения ссылаются на опыт зарубежных стран, где в школу начинают ходить с 5-6 лет. Но при этом как бы забывают, что дети этого возраста учатся там в рамках подготовительной ступени, где педагоги не проходят с ребятами конкретные предметы, а занимаются с ними разнообразными видами деятельности, адекватными данному возрасту (играют, рисуют, лепят, поют, читают книги, изучают основы счета и учат читать). При этом занятия проходят в свободной манере общения, допускающей непосредственное поведение ребенка, что соответствует психологическим особенностям его возраста.
По сути дела, подготовительные классы очень похожи на существовавшие в нашей стране в детских садах подготовительные группы, в которых дети с 6 до 7 лет обучались основам счета и чтения, лепили, рисовали, занимались музыкой, пением, ритмикой, физкультурой, – и все это в режиме детского сада, а не школы. Программа для подготовительной группы детского сада разрабатывалась с учетом требований, предъявляемых к учащимся первого класса.
Но эту систему плавного перехода из детского сада в школу решили заменить обучением в школе с 6-ти лет, так как на это имелись свои причины. Во-первых, подготовка к школе в детском саду была хорошо проработана в программах, то есть теоретически, однако в подавляющем большинстве детских садов плохо осуществлялась практически (не хватало не только квалифицированных педагогов, но и просто воспитателей). На второй момент указывал Д. Б. Эльконин (1989), анализируя ситуацию, сложившуюся в начальной школе после преобразования ее из четырехлетней в трехлетнюю, что было вызвано усложнением программ средней школы, потребовавшим еще одного года обучения, который и был взят из начальной ступени. В конце 60-х годов в начальной школе учились 3 года, в средней – 5 лет и в старшей – 2 года.
В то же время встал вопрос о чрезмерной перегрузке учащихся во всех звеньях школы. Программы средних классов стали упрощаться, а поскольку программу начальной школы нельзя было упрощать (результаты обучения в младших классах итак не удовлетворяли требованиям, которые предъявлялись к учащимся в среднем звене), то было решено опять продлить срок обучения в начальной школе до 4-х лет, но теперь уже за счет более раннего начала обучения в школе. При этом были проигнорированы данные детской психологии о возрастных особенностях детей шестилетнего возраста, не позволяющих им вписаться в существующую в нашей стране систему школьного образования.
В результате – многочисленные проблемы, связанные с обучением шестилеток (четырехлетняя программа 1-4). С другой стороны, дети семилетнего возраста, обучавшиеся по трехлетней программе 1-3, нормально усваивали необходимый объем знаний при условии, что они были готовы к школьному обучению. Таким образом, даже дополнительный год учебы с 6 до 7 лет мало что дает ученику, если он не готов к школе. Значит, дело не в том, чтобы механически растянуть объем преподаваемого материала, а в том, чтобы учащийся мог эффективно усвоить предлагаемые ему знания.
Дата: 24.08.2009
Просмотров: 7292
Рейтинг: 0
Комментарии:
Светлана | 22.11.2011 10:08
Светлана | 22.11.2011 10:12
А в нашей школе дети в первом классе к Новому году уже пишут диктанты. Они еще не поняли, как надо учиться, а уже неуспевающие. Ведь не все приходят в школу с должной подготовкой и умениями.
|
Loreen | 28.01.2023 05:26
Hi svetgorod.ru webmaster, Your posts are always well-referenced and credible.
|