Вы решили купить надувную лодку. При всем богатстве выбора, на какой остановиться? Все говорят по-разному ведь, сколько людей – столько и мнений.
Наиболее важным во всем, что касается надувных лодок, является материал, их которого изготовлены воздушные баллоны. Вообще говоря, существуют два основных типа материалов, используемых для изготовления надувных лодок: ткани покрываются хипалоном, либо полихлорвинилом (ПХВ).
Хипалон - это искусственный резиноподобный материал. Его можно использовать как гидроизоляционное покрытие и во многих других ситуациях, где иные материалы непригодны из-за высоких температур, воздействия масел, озона, песка, бензина или ультрафиолетового излучения солнца. Именно благодаря исключительным свойствам хипалона, многие производители надувных лодок выбирают именно этот материал для изготовления воздушных баллонов надувных лодок.
Для покрытия внутренней поверхности воздушных баллонов, часто применяется неопрен, который заслуженно получил репутацию совершенно воздухонепроницаемого материала, устойчивого к воздействию нефтепродуктов, однако, неопрен и хипалон не обладают достаточной прочностью и используются в качестве покрытия материалов, выполняющих функцию несущего полотна и изготавливаемых из полиэстера или нейлона. Этим самым обеспечивается необходимая прочность всей конструкции судна, которое сохраняет свою форму многие годы. Самый прочный материал получается из неопрена в соединении с хипалоном и полиэстером (или нейлоном).
ПВХ. Синтетические ткани, покрытые ПХВ, в целом составляют группу материалов, называемых "виниловыми полимерами", которые выпускаются под торговыми марками "Strongan", "Duratex 1000" или ПХВ. Тканые материалы, покрываемые ПХВ, исполняют роль несущей основы и чаще всего производятся из полиэстера или нейлона, что обеспечивает материалу прочность и стойкость к истиранию. Немаловажным достоинством материалов из ПХВ является их сравнительная легкость, способность вулканизироваться на швах . В то же время, нельзя не упомянуть сравнительную трудоемкость ремонта изделий из ПХВ.
Важным вопросом при приобретении надувной лодки является способ изготовления швов.
Швы могут быть изготовлены склеиванием встык с накладками, внахлест, вулканизацией, сваркой ультразвуком или склеиванием. Швы обычно имеют наклейки из того же материала внутри изделия, снаружи или с обеих сторон. Впрочем, встречаются швы и без наклеек. У всех упомянутых методов изготовления швов есть свои достоинства и свои недостатки.
Три фактора определяют выбор способа изготовления шва:
Как изготовлены воздушные баллоны?
Баллоны изготавливаются склеиванием полотна внахлест или встык.
Соединение "встык" требует более аккуратной обрезки материала и разметки выкроек баллонов, чтобы их швы пришлись в стык друг к другу, а не внахлест. Способ изготовления швов встык более сложен, однако результатом его будет более привлекательное изделие, лишенное возможности утечек воздуха по швам.
Соединение "внахлест" применяется в тех случаях, когда диаметры воздушных баллонов ("труб") и в самом деле различны. Такой способ склейки позволяет изготавливать самые различные типы баллонов быстро и надежно. Однако соединение "внахлест" склонно пропускать некоторое количество воздуха, поскольку пузырьки воздуха могли в свое время попасть в склеиваемые швы.
Как соединяются между собой отдельные баллоны (трубы)?
Трубы могут быт склеены, вулканизированы или сварены при помощи ультразвука.
Клееные швы. Склеивание - старейший и наиболее распространенный способ соединения материалов с покрытием из хипалона и неопрена. Химический состав клея подобен некоторым характеристикам склеиваемых материалов, а потому место склеивания достаточно прочно и воздухонепроницаемо. Инженеры-химики длительными испытаниями доказали, что склеенные непреновые и хипалоновые швы настолько прочны, что скорее сам материал протрется, чем клееный шов. Однако, повышенная стоимость "склеенных" надувных лодок как раз и объясняется сравнительно более высокой трудоемкостью изготовления швов методом склеивания. Следует иметь в виду, что материалы, покрытые ПХВ, не рекомендуется соединять методом склеивания.
Вулканизация или УВЧ-сварка применимы для изготовления швов материалов с покрытием на основе ПХВ. Оба эти способа как бы "растворяют" материал, который при остывании стыков становится единым целым. Швы получаются исключительно прочными, однако этот метод трудно применить вне стен мастерской. Очевидным достоинством этих методов является возможность автоматизации процесса сварки (вулканизации), что в итоге ведет к снижению цены готового изделия.
Зачем на шов делаются дополнительные наклейки?
Изготовители часто наклеивают на швы изнутри, снаружи или с обеих сторон дополнительные полоски материала ("шовная" лента). Швы бывают и без шовной ленты.
Нанесение дополнительной полоски материи на шов изнутри лодки обеспечивает дополнительную поверхность контакта с баллоном, каким бы способом шов ни был изготовлен. Изготовитель может наклеить ленты и на шов снаружи, что защитит шов от разрыва при истирании. Наружный шов улучшает внешний вид клееного стыка и надувной лодки в целом.
Какой тип надувной лодки выбрать?
Существует великое множество конструкций надувных лодок для самого различного применения.
Шлюпка - чаще всего небольшая надувная лодка с навесным транцем, которая может ходить под веслами или иногда под легким мотором, если вообще мотор можно на нее поставить. Эти лодочки обычно дешевы и идеально подходят для одного или двоих людей, желающих приобрести недорогую и легкую надувнушку для плаваний на небольшие расстояния.
Спортивные надувные лодки имеют прочный транец (обычно из дерева или стеклопластика), прочный пол (палубу), а также гибкие (надувные) или жесткие (деревянные) кили. Пол лодки может быть сделан из многослойной фанеры, из композитных материалов, стеклопластика или алюминия. Лодки такого типа могут ходить под веслами или под парусом, но чаще всего на них устанавливается мотор. После снятия накладного пола лодку можно легко свернуть для хранения и транспортирования. Такие лодки наилучшим образом подходят людям, любящим длинные походы по воде или для исследования отдаленных акваторий, недоступных для больших судов.
Надувные лодки с днищем Roll Up , у них имеется твердый транец, но лодку можно скатать вместе с полом. У таких лодок обычно имеется гибкий киль, а ходить на них можно на веслах, под парусом или с подвесным мотором. Свойства у этих лодок такие же, как и у спортивных лодок, с добавлением простой сборки и простоты хранения. Недостатком является невозможность установки подвесного двигателя большой мощности.
У надувных лодок с гибким полом (палубой) Air Deck обычно имеется жесткий транец, пол (палуба) - съемная или несъемная надувная. У некоторых имеется гибкий киль, тогда как у некоторых его нет. Главное достоинство таких лодок - уменьшенный вес сравнительно со всеми прочими типами надувных лодок при исключительной простоте сборки и хранения. Они отличным образом подходят для отдыха на природе и прежде всего для тех случаев, когда будет некому помочь вытащить лодку из воды. В то же время, поскольку пол в таких лодках достаточно мягкий, то не рекомендуется использовать такие лодки для сколько-нибудь серьезной работы или для извоза.
Лодки с жестким накладным днищем (RIB-лодки) - это особый вид надувных судов, соединяющий в себе жесткость традиционных катеров и непотопляемость надувных. Трубы RIB-лодок - надувные и гибкие, тогда как киль - жесткий, из алюминия, стеклопластика или полиэтилена. RIB-лодки имеют самый разнообразный дизайн и бывают оснащены рубками (стойками) управления и даже водометными двигателями.
На некоторых RIB-лодках имеются встроенные топливные баки, сиденья, сундуки и даже душевые кабинки. Однако из-за того, что их нельзя просто свернуть и положить в угол, им требуется больше места для хранения и автомобильный прицеп для перевозки. Однако, главным достоинством такого класса судов являются великолепные скоростные характеристики и непревзойденная мореходность. Их можно увидеть везде - от служб береговой охраны и МЧС до Camel Trophy.
Любители рыбной ловли эксплуатируют лодку несколько часов в день, поэтому необходимо, чтобы она имела повышенную комфортность: удобные сидения, просторный кокпит, надувное дно.
При рыбалке на широкой воде необходимо учесть требования безопасности: максимально допускаемую для лодки высоту волны, максимальную удалённость от берега, количество отдельных отсеков - эти характеристики приводятся в паспорте лодки. Обратите также внимание также на высоту надводного борта (диаметр бортовых баллонов), так как при сильном ветре и высокой волне может происходить забрызгивание кокпита. Теперь несколько слов о материалах, из которых изготавливают лодки. Эти материалы должны обладать целым рядом свойств: высокой прочностью, газо- и водонепроницаемостью, свето-озоностойкостью, долговечностью и т.д.
Эти свойства определяются составляющими материалы элементами - армирующим текстилем и полимерным покрытием. В качестве армирующего слоя используются текстильные материалы на основе как натуральных, так и синтетических волокон - хлопок, лён, шёлк, капрон, лавсан.
Так, при использовании лодки с прорезиненной тканью на основе хлопчатобумажного текстиля, возможно загнивание текстильной основы при попадании влаги внутрь баллонов (например, конденсат). На прочности лодки также сказывается используемый метод переплетения нитей ткани - простое, мелкоузорчатое, сложное.
|