Женский русский головной убор - визитная карточка хозяйки

Русский головной убор: введение

В наше время головные уборы давно уже стали чем-то второстепенным. Носим мы их чаще всего лишь для защиты от холода или солнца, а при любой возможности стараемся ходить с непокрытой головой. А ведь на протяжении веков  этот предмет гардероба играл очень важную роль в костюме, и, особенно, в костюме женском. 

Причем головной убор был не только украшением своей хозяйки, хотя и эту задачу выполнял весьма успешно, но и довольно много  рассказывал о ней окружающим. Так, по виду убора знающий человек легко мог определить и возраст женщины, и ее семейное положение, и даже место жительства.

Мало того, головной убор служил символом добропорядочности, поэтому чтобы устыдить кого-то  или прилюдно покаяться, достаточно было обнажить голову, зато появиться на людях с непокрытой головой для женщины было настолько неприличным, что сорванный с головы убор мог опозорить  ее на всю жизнь, отсюда и пошло выражение «опростоволоситься».

Надо сказать, что древние славяне придавали женским волосам поистине колдовскую силу, не зря же богини и ведьмы всегда изображались с распущенными волосами. Считалось, что если девушка распустит косы, то сможет приворожить себе мужа, а вот если замужняя женщина  покажет волосы посторонним, то этим она притянет в дом беду.


Так что создание столь разнообразных женских головных уборов было, пожалуй, и не роскошью, а жизненной необходимостью – все-таки, во все века женщина остается женщиной, а значит, хочет быть прекрасной и неповторимой.

Давайте же разберемся с  головными уборами поподробнее.

 

Девичий русский головной убор всегда был славен косой


Пожалуй, девичью косу действительно можнГадающая Светланао назвать главной приметой девушки, причем именно одну косу, как знак того, что она пока не замужем, то есть "одна". Конечно, это не означает, что замужняя женщина остригала волосы, но она всегда заплетала две косы и уже никогда не показывала их на людях.

 Девичья коса вообще считалась символом чести и отношение к ней было уважительным. Дернуть за нее значило оскорбить, а уж отрезать косу было таким же позором, как опростоволосить замужнюю женщину.

 

Но все же существовал у древних славян такой обычай  – обрезать косу, если девушка убегала из дому и выходила замуж против воли родителей.  Тогда молодой муж предъявлял эту девичью драгоценность своим новым родственникам вместе с выкупом за "умыкание" невесты в знак свершившегося брака.


Надо сказать, что заплести девичью косу было вовсе не простым делом, и требовало большого умения. Коса должна была частой решеткой закрывать всю шею, а потом, постепенно сужаясь, доходить до самого косника – жесткого треугольника, обтянутого шелком и расшитого жемчугом или бисером. Да и сами пряди в косе нередко перевивали нитками жемчуга или лентами, еще больше украшая ее.


На голову девушки надевали ленту или повязку (перевязку), которая завязывалась сзади на бант. Ленту, понятно, носили те кто победнее, а богатые боярышни делали повязку из широкого позумента на жесткой основе, расшивали бисером и каменьями.

Иногда эта повязка была столь высокой и жесткой, что парни, не смевшие коснуться понравившейся девушки, забрасывали в нее орехи и сладости, так что приходилось красавице гулять с парой килограммов подарков на голове.

  Девушка в венце

 

 
Праздничными девичьими головными уборами служили венец и коруна.  Венец имел форму подковы,  часто был прорезным и затейливым по форме, он обрамлял девичье лицо подобно нимбу. В прорези подкладывалась фольга, а остальная поверхность покрывалась бисером и жемчугом.

головной убор
Коруна же имела форму выпуклого обруча с околышем, напоминающую диадемы великосветских княгинь. Понятно, что украшалась она не хуже венца.

Вдоль щек у этих головных уборов часто спускались рясы, а лоб закрывала поднизь из жемчуга, который для жесткости иногда собирали на конский волос.

Как и повязка, эти головные уборы завязывались сзади, оставляя верх головы неприкрытым.

Кстати, исследователи считают, что праздничные девичьи уборы получились в результате синтеза народных и великокняжеских головных уборов домонгольского периода.

 


Когда девушка выходила замуж, в  день свадьбы проводился ритуал «окручивания». Причем, венчалась она с распущенными волосами, а сразу по окончанию обряда ее выводили на паперть, снимали девичий головной убор и заплетали волосы в две косы, которые потом окручивали вокруг головы.

Затем на молодую надевали кокошник и покрывали голову фатою. Только после этого возвращали жениху, который все это время ждал ее в церкви. Видеть волосы «мужатой» женщины мог только ее муж и повелитель.

  

Купчиха

Женский русский головной убор – защита от позора и "дурного глаза"

 

 Замужние женщины всегда тщательно укрывали волосы повойником (повоем) – мягкой шапочкой, которую они не снимали даже дома. Помимо защиты от «дурного глаза» он заодно предохранял основной головной убор от загрязнения. 

Поверх него в повседневной жизни женщины низших слоев часто завязывали платок – наметки, или полоску ткани – кустышки. Но и в том, и другом случае надо лбом у них образовывались рожки,  которые  считались древнейшим славянским оберегом и символом плодородия. Более состоятельные хозяйки надевали на повойник еще один головной убор.

    головной убор
Самым простым и распространенным из них была сорока. Она имела жесткую тулью впереди и мягкий верх. Последним, очень широко распространенным воплощением этой конструкции стали косынки медсестер во время первой мировой войны, только на них вместо украшений был вышит красный крест.головной убор

Чаще всего  тулью сороки просто делали из нарядного материала, и лишь иногда украшали шитьем и драгоценными камнями.

 

 

В качестве же более праздничного головного убора чаще носили кичку или кику, которую называли также чело кичное. Этот головной убор имел уже более сложную конструкцию и украшался гораздо богаче.

Он состоял из начельника, закрывавшего лоб, позатыльника, закрывавшего шею, а иногда и плечи, и самой жесткой кички, придававшей убору форму с рогами, хотя и не во всех губерниях рога эти были ярко выражены.

головной убор

 

 

Форма кики вообще очень сильно различалась не только в разных областях, но даже в зависимости от возраста и статуса замужней женщины. Так, головной убор молодки мог иметь совсем маленькие рожки, а вот у старейшей женщины рода рога на кике нередко достигали весьма приличной длины. При этом женщины, дожив до старости, часто опять меняли рогатую кику на безрогую или просто на платок.


Дело в том, что рога  для славян были символом мужского начала, обладающего огромной оберегающей силой,  а потому считалось, что они могут уберечь от любой опасности как реальной, так и волшебной. А в подобной защите больше всего нуждалась молодая мать. Кроме того, будучи символом плодородия, они должны были еще и стимулировать продолжение рода.

 

 


Платок


головной убор Носили замужние женщины также платки, шали и убрусы – головное полотенце, концы которого, спускавшиеся на грудь, обычно нарядно расшивали.  Причем надевали их как поверх головных уборов, так и прямо на повойник.

 

Интересно, что все названия женских головных уборов имеют некую связь с небом – сорока, кичка (утка), кокошник ( от кокошка – курица), и даже рясны, спускающиеся вдоль щек, которые символизируют дождь.

Быть может, славяне, придававшие женским волосам большую силу, даже закрывая их, старались сохранить некую связь с небом? Объяснения этому я не знаю.



А теперь давайте поговорим о кокошниках. Хоть они и считались женскими головными уборами, но девушки тоже носили их довольно часто. Только они выпускали из-под него косу. Кстати сказать, сегодня очень многие путают кокошник и девичий венец. Чтобы вы не повторяли этой ошибки, давайте разберемся в этом вопросе.



Боярский пир

Самый символичный русский головной убор- кокошник



Хотя при слове кокошник нам чаще всего представляется полукруглый нимб вокруг головы, это не совсем точно, потому как он имел много разных видов и форм.

Кокошник был самым праздничным, самым красивым вариантом убранства женской головы, его даже можно назвать символом женского национального головного убора.

Надо сказать, что такой головной убор был весьма дорогим удовольствием - изготавливался он долго и сложно, украшался жемчугом, расшивался золотыми нитями, а потому часто передавался в семье по наследству, почти как фамильные драгоценности.
Кокошник


Пожалуй, самый знакомый нам вид  кокошника - широкий однорогий, похожий на раскрытый веер. Он как будто специально придуман для круглого и румяного русского лица. Сам жесткий гребень располагался на темени, а голову закрывала нарядно расшитая шапочка, часто имевшая жемчужную поднизь и рясы.

Кстати сказать,  пришел полукруглый кокошник в русский костюм из татарского, хотя за многие века был значительно усовершенствован и изменен.

головной убор
Другим видом однорого кокошника был высокий и узкий, прародителем которого стал скифский клобук.

Высота его могла превышать полметра, а если вспомнить, что жесткость ему чаще всего создавала береста или очень плотная бумага, то становится понятно, что это был довольно неудобный головной убор.

Так что, и в России красота собирала свои жертвы.

 

 

 

  Шишак

Третьим видом однорогого кокошника можно назвать шишак, напоминающий своими очертаниями шлем русских богатырей. Однако, в отличие от настоящего шлема, этот головной убор пышно украшался шишками из жемчуга и бисера, символизировавшими плодородие.

Когда его надевала невеста на свадьбу,  то гости обычно желали новобрачной иметь столько же детей, сколько шишек на кокошнике.

 

 

 

 

 

 


Златоглав двурогий
головной убор

И еще один вид кокошника – Златоглав.


Делали его и однорогим, и двурогим, седлообразным. 

Такой кокошник представлял собой твердую шапочку, округлую спереди, имевшую один гребень сзади или два по бокам.

Обтягивался этот головной убор парчой или шелком, а затем расшивалась бисером и золотыми нитками.

Носили его в основном на юге России, тогда как высокий клобук был более популярен на Севере.

 

 

    
Сборка


Пятый вид кокошника имел самое большое количество названий: сборник, боярский, очипок, моршень, борчатка, борушка, мохнатка. И все за свою простую конструкцию.

Довольно большой круг материала собирался по внешнему краю, а затем пришивался к полоске ткани. Ширина этой полоски могла быть разной, что и определяло высоту головного убора. Шили сборник чаще всего из бархата, а украшали золотым шитьем.




головной убор
И последний вид кокошника – Московский, который уж совсем условно можно отнести к этому семейству. Примерно так же, как называть обувью все, что надевается на ноги.


Свое название он получил за популярность в Московской губернии и ближайших к ней.

Этот кокошник выглядел как круглая плоскодонная шляпа, которую изготавливали из бересты или толстой кожи, а затем обтягивали парчой и расшивали.

Его предком стал скифский калаф, хотя у того форму цилиндра имела лишь передняя половина.

 

 

 

  
Как видите, в прежние времена женщины имели в своем арсенале немало головных уборов, способных подчеркнуть их особую красоту. Потому что богатый и нарядный кокошник мог сделать красавицей практически любую. Конечно, носить его было не очень удобно, но ради красоты женщины всегда были готовы  выдержать многое.



На этом я заканчиваю рассказ о русском костюме, потому что после указа Петра I от 4 января 1700 года дворянам и горожанам было официально запрещено носить костюм старого образца. В указе также был приведен четкий список одежды, которую им следовало надевать в дальнейшем.  Так что мой следующий рассказ будет уже о моде XVIII века. И Россия тоже стала частью этой моды.
 

 

Распечатать...