Есть в жизни любого человека события, которым всегда придается особое значение. Это утверждение вполне верно даже для нашего, весьма пресвященного века, когда мы совсем не склонны впадать в мистику, потому не особо стремимся строго соблюдать ритуальные обряды, и все же соблюдаем их.
Если же говорить про древние времена, когда люди считали богов непосредственными участниками своей жизни, это утверждение верно вдвойне. Ведь человек в те века всерьез опасался, что каким-либо невольным нарушением ритуала он может оскорбить высшие силы, способные отомстить. А оскорбленный бог легко может испортить жизнь и ему самому, и его семье.
Что же касается ацтеков, то я не знаю, были ли в истории человечества другие народы, столь же трепетно относившиеся к предсказаниям и предначертаниям судьбы. Во всяком случае, ни одно мало-мальски важное событие никогда не обходилось без предварительного согласования со жрецами, разбирающимися в астрологии. В сущности, без их расчетов мексиканцы не смели сделать ни шагу.
Ацтеки были убеждены, что человек в принципе не может управлять своей жизнью, все в ней заранее предначертано в книге жизни. Единственное, что он мог сделать - попробовать немного смягчить ее удары, подбирая для ритуальных событий более подходящий день и час. Причем это равно распространялось как на те события, время для которых можно было выбирать, так и на те, которые даже сегодня случаются независимо от нашей воли.
Давайте же начнем с самого начала – с момента рождения человека. Согласитесь, без этого важного эпизода бессмысленно говорить о каких-либо дальнейших событиях в его жизни.
Ритуальные обряды ацтеков: все начинается с рожденья
В прошлой статье, описывая принятые в обществе отношения, я особо подчеркивала, что у ацтеков очень ценилось «хорошее воспитание». Быть может, ближе всех по манере поведения им были чопорные англичане, обычно очень сдержанные в проявлении чувств.
И все же, несмотря на эту внешнюю сдержанность и даже некий формализм, принятый в семье, отношение к детям всегда было очень нежным. Дети, поистине, воспринимались как благословение богов. И первый праздник в честь будущего ребенка семья устраивала по случаю объявления радостной новости о беременности.
Впрочем, главной целью праздника были не только долгие и витиеватые поздравления и наставления, которыми каждый из родственников считал своим долгом одарить будущую мать. Гораздо важнее было выбрать на общем совете повивальную бабку, которой доверяли присмотр за беременной женщиной.
Конечно, считалось, что все долгое время ожидания ребенка будущая мать находится под защитой Коатликуэ (Матери богов, Богини плодородия и здоровья). Но ведь, как известно, «на бога надейся, а сам не плошай», так что в заботе о ней принимали активное участие все члены семьи. Так что после семейного совета пожилые родственники первым делом отправлялись договариваться с повитухой.
Эта повивальная бабка не только отслеживала весь ход беременности. Ей же доверялись сами роды, во время которых она одновременно выполняла и медицинские действия, и ритуальные, которые были ничуть не менее важными в глазах родственников. А так как каждое событие в жизни ацтеков обязательно сопровождалось длинными и витиеватыми речами, не был исключением и сам момент рождения.
Перерезая пуповину, бабка подробно объясняла младенцу, какие обязанности ожидают его в будущем, рассказывала о превратностях судьбы и изменчивости жизни, в которой черная полоса сменяет белую. Мальчику пророчилась дорога воина, девочке – судьба Золушки у домашнего очага. И лишь после того, как этот подробный рассказ был закончен, ребенка обмывали, вознося молитвы богине воды, и сообщали родственникам о радостном событии.
Сразу после этого официального объявления в семье начинался большой праздник. Четыре дня подряд в дом приходили родственники, чтобы принять участие в ритуальном церемониале «приветствия».
Главной его составляющей опять были долгие и торжественные речи ораторов, которые продолжались по нескольку часов. Хозяева же должны были все их терпеливо выслушать и не менее витиевато на них ответить. После всех этих выступлений, вручение гостями самих подарков, должно быть, воспринималось как великое благо, тем более, что после этого они, наконец, покидали гостеприимный дом.
Ритуальные обряды ацтеков: как и когда назвать ребенка
В эти дни ритуального праздника по случаю рождения ребенка хозяин дома обязательно посылал за прорицателем, который должен был рассчитать, насколько благоприятным оказался момент рождения.
А надо сказать, что задача эта была совсем не простой, поскольку у ацтеков параллельно действовали два календаря, каждый день и месяц которых имел собственной значение. Кроме самого времени рождения, учитывались все ближайшие предзнаменования и еще множество факторов, так что справиться с подобным расчетом мог только профессионал.
Если миг появления ребенка на свет оказывался счастливым, на четвертый день праздника семья переходила к процедуре наречения именем. Если же ему не повезло, и этот момент пришелся на несчастливый знак, родители делали попытку как-то сгладить неприятные последствия.
В этом случае они старались выбрать для нового ритуального обряда более правильный день. Вариантов было не так уж много, поскольку процедуру наречения именем старались не откладывать больше, чем на четыре дня, но, к счастью, календарь был составлен так, что подходящий момент, как правило, удавалось найти.
Сам обряд опять проводила повивальная бабка. А для семьи это было новым поводом для большого праздника. Все родственники собирались в семейном саду до восхода солнца, чтобы с первыми лучами начать церемонию. Необходимые ритуальные атрибуты готовились заранее. Мальчикам делали маленькие щит и копье, девочкам - веретено и челнок.
Ни на мгновение не прерывая положенные речи, бабка четырежды окропляла ребенка водой.
Первые капли стекали младенцу в рот со словами: «Прими эту воду, ведь именно она дает нам жизнь».
Потом касалась мокрой рукой груди: «Вот вода, которая очистит твое сердце и унесет всю грязь».
Следующие несколько капель брызгали на голову: «Пусть эта божественная вода всегда живет в твоем теле».
И наконец, повитуха обмывала все тело ребенка, приговаривая: «Кто бы ни желал тебе зла, пусть уходит, ибо сейчас ты рождаешься заново».
Затем младенца четырежды поднимали к солнцу. Впрочем, солнцу показывали только мальчиков – ведь это был Бог воинов и вождей, а потому девочками он, по мнению ацтеков, не интересовался. И только завершив все эти ритуальные действия, старуха называла имя, а точнее сказать, имена, поскольку каждый ребенок имел календарное имя, соответствующее моменту его рождения и личное, которое придумывали родственники.
Надо заметить, что при сочинении личного имени фантазия ничем не ограничивалась, так что имена эти были, как правило, уникальны и весьма непривычны с нашей точки зрения. К примеру, мальчика могли назвать «Дымящийся щит» или «Танцующее облако», а девочку - «Дождевой цветок» или «Снежная птица». И эта традиция сохранялась у коренных жителей Америки еще очень-очень долго, а может быть, жива и до сих пор.
Кстати, ритуальные предметы, участвовавшие в церемонии, обязательно закапывали вместе с пуповиной младенца: щит и копье – на поле боя, а веретено и челнок – в доме. Так символически показывалось, что мужчину в жизни ждут странствия, а женщину – дом и очаг.
После окончания обряда наречения именем в доме опять начиналось пиршество, и только двадцать дней спустя, когда все хлопоты, связанные со столь важным событием были наконец закончены, родители шли в храм, чтобы принести дары богам и представить жрецам нового члена семьи.
Ритуальные обряды ацтеков: от первых шагов до совершеннолетия
До четырех лет ребенок считался малышом, ему лишь показывали, как выполнять самую простую работу по дому и давали «добрые советы». Но как только четырехлетний рубеж преодолевался, родители начинали активное практическое обучение. Чаще всего, малыш помогал в домашних хлопотах отцу или матери, постепенно расширяя и усложняя круг своих обязанностей.
Все это время родители не уставали читать ему лекции о сдержанности, правдивости, послушании и прочих добродетелях, иначе говоря – активно прививали хорошие манеры. А в случае непослушания применялись довольно суровые методы наказания: его кололи иголками от кактуса, заставляли вдыхать горький дым или просто давали дополнительную работу по дому. Судя по хроникам, мексиканцы были большими поклонниками «ежовых рукавиц».
За воспитание мальчиков обычно отвечал отец, а за воспитание девочек – мать. Но кроме домашнего воспитания, все дети обязательно посещали школу. Правда, не очень понятно, в каком возрасте начиналось школьное обучение - ведь в одних источниках встречается цифра 6-7лет, а в других 15. Но лично мне показалось, что ранний возраст больше похож на правду.
Как бы то ни было, дети простых людей чаще всего ходили в школу своего кальпулли (квартала), которая называлась тельпочкалли (дом молодых людей). Здесь их воспитанием занимались учителя, которые считались государственными чиновниками. А вот дети сановников или просто обеспеченных людей чаще ходили в школу при храме, кальмекак, и там их образованием занимались жрецы.
Исходя из нашего сегодняшнего опыта, можно подумать, что кальмекак был привилегированной школой, в которой воспитанники имели больше поблажек. В действительности же, все было с точностью до наоборот.
Конечно, ученикам тельпочкалли тоже хватало неприятных заданий и муштры (ведь как уже говорилось, ацтеки верили, что только «железная рука» позволяет правильно воспитывать молодежь). К тому же, все мальчики изначально готовились стать воинами.
Однако воспитание в храмовых школах было гораздо более суровым и аскетичным. Если в квартальных школах ученики имели хоть какую-то свободу, то ученикам в кальмекак не доставалось даже такой малости.
Каждую ночь их поднимали, чтобы отправить в горы для вознесения молитв и воскурения фимиама, заставляли придерживаться строгих постов, а все свободное время они посвящали труду на храмовых землях. При этом за малейшую провинность их ожидало весьма суровое наказание. Главный акцент воспитания делался на самопожертвовании и самоотречении.
Что же касается содержания уроков, то и в той, и в другой школе дети изучали историю, религию, ритуальные обряды и священные тексты, которые заучивались наизусть. Но если в доме молодых людей основной упор делался на военную подготовку (даже учителями там чаще всего были бывшие воины), то в храмовых школах дополнительно изучались медицина и астрология, чтение и письмо, математика и юриспруденция. И все это на фоне непрерывных религиозных церемоний, постов и епитимий.
Однако, несмотря на суровость обучения и ограниченность набора, поступление в кальмекак было вожделенной мечтой и детей торговцев, и даже детей простолюдинов, если они обладали достаточными способностями. Дело в том, что только выпускники храмовой школы могли в будущем получить высокую должность, а значит – попасть в элиту общества.
Надо сказать, что эти две системы воспитания не просто очень сильно отличались, они во многом были противоречивы, а в чем-то - даже враждебны друг другу. С одной стороны – жреческий идеал самоотречения, созерцания и целомудрия, с другой – воинский идеал коллективизма, сражений и активных действий.
К примеру, возьмем связи с женщинами. Если ученикам тельпочкалли такие отношения вовсе не возбранялись (они вполне официально общались с куртизанками), то питомцам кальмекак это было строжайшим образом запрещено. И вполне понятно, что и те, и другие с удовольствием задирали друг друга, когда выдавалась такая возможность.
Самое любопытное, что цивилизация ацтеков, которая, в сущности, сделала войну своей главной целью, практически, образом жизни, воспитывала своих правителей в духе мирного созерцания, оставив воинственный дух более многочисленному, но менее благородному классу.
На самом деле, этот антагонизм двух систем воспитания вовсе не был случаен, за ним скрывалось противопоставление двух богов, враждовавших друг с другом. Ученики храмовых школ посвящались Кецалькоатлю, богу жрецов, а ученики квартальных школ – его врагу, богу воинов Тельпочтли, когда-то изгнавшему Кецалькоатля из его страны.
А если смотреть еще глубже, истоки этих противоречий надо искать в двух совсем разных культурах, тесно сплетенных в единой культуре ацтеков: ведь часть обычаев в нее принесли оседлые земледельцы, богом которых считался Кецалькоатль, а часть – воинственные кочевники.
Заканчивая рассказ о рождении и воспитании молодого поколения, хочу обратить ваше внимание на такой интересный момент. В империи ацтеков существовали школы не только для мальчиков, но и для девочек, причем как квартальные, так и храмовые.
И пусть посещение учебных заведений было для барышень не столь обязательным, как для юношей (ведь их не готовили как будущих воинов), так что многие девушки впервые покидали родительский дом, лишь выходя замуж. Но главное в том, что возможность учиться у них все-таки была.
Если помните, в Европе женщинам за это право пришлось долго бороться, и лишь в XIX веке школы, в которых могли учиться девочки из простых семей, получили распространение.
В этот раз я говорила о детях ацтеков и связанных с их жизнью ритуалах. Но ведь в жизни взрослого человека есть не менее важные этапы. О них мы продолжим разговор в следующей статье.
|