Ацтеки и их государство: поговорим о верхах

В государстве не может быть равенства людей. Это утверждение настолько явно следует из истории человечества, которую мы учили в школе, да и из сегодняшнего положения вещей, что, в принципе, не требует никаких доказательств. Так что совершенно очевидно, что и в империи ацтеков существовало разделение на сословия.

И если мы хотим представить себе это государство более-менее полно, то тему социальных различий никак нельзя обойти вниманием. Какие сословия были в ацтекской империи? Чем они отличались? Мог ли человек сменить свой социальный статус, перейти из одного класса в другой? На все эти вопросы я и попробую дать ответ.

Когда племя ацтеков было малочисленным и гонимым, внутри него царила полнейшая демократия: все его члены были равны, а вождь и главы родов выбирались общим голосованием. Из этой демократической структуры несколько выбивались лишь жрецы Уилцилопочтли, поскольку посвящали всю свою жизнь служению богу.

Накануне испанского вторжения в ацтекском государстве от этой демократии остались одни воспоминания. За два века, прошедшие с момента создания Союза Трех Городов,  его социальная структура изменилась принципиально. Давайте же попробуем в ней разобраться. И начнем с самого верха.


Ацтеки и их государство: на вершине был только правитель


ацтеки
Как уже говорилось раньше, империя ацтеков в действительности никогда не была империей, да и человек, который ее возглавлял, никогда не был императором. Официально до самого последнего дня глава государства имел титул «Говорящий Вождь», хотя по сути своей он казался людям полубожественным владыкой, поскольку  крайне редко появлялся перед народом.

Мало того, в соответствии с придворным ритуалом даже сановники весьма высокого ранга должны были держаться от него на расстоянии, выказывая при встречах почести, ничуть не уступающие тем, которые оказывались европейским королям.

И вацтекисе же эта должность оставалась выборной, хотя в роли претендентов рассматривались лишь братья и сыновья  правителя, а выбирал его узкий круг приближенных советников, воинов и жрецов. Никакого тайного или явного голосования на совете не проводилось, участники лишь обсуждали качества кандидатов, стараясь достигнуть единства. Итог этих выборов представлялся народу для одобрения.

При этом учитывались достоинства и заслуги человека, его воинская доблесть, благоразумие, справедливость. Недостатка в кандидатурах, обычно, не было, поскольку полигамный брак предыдущего владыки всегда обеспечивал совет достаточным количеством родственников. Что-то подобное происходит в Ватикане и в наши дни, когда кардиналы собираются, чтобы выбрать нового Папу.

Надо сказать, что серьезные споры или возражения возникали крайне редко (если вообще случались), поскольку в решении этого вопроса ацтеки видели волю богов, следящих за всем происходящим на земле. Так что первая речь нового монарха всегда была обращена именно к высшим силам, которых он благодарил за свое избрание.

Зато обязанности главы государства традиционно предписывали ему заботиться о народе, для которого он должен был стать «родной матерью»: кормить голодных, помогать обездоленным, обустраивать город, возводить храмы. И что интересно, если верить ацтекским хроникам, правители вполне успешно справлялись  с поставленной задачей, и всегда пользовались любовью народа.

Ацтеки и их государство: на следующей ступени стояли чиновники


ацтекиВторым человеком в стране был сановник, которого называли Сиуакоатль (Женщина-Змея). В сущности, он выполнял обязанности вице-правителя, заменяя главу государства в случае его отсутствия. В остальное время он отвечал за светские дела. Кстати, именно Сиуакоатль всегда возглавлял комиссию по выборам нового «Говорящего вождя».
 
Следующими в иерархии государственных чинов были военачальники четырех районов Теночтитлана, а затем уже городской совет, который хоть и имел формальную политическую независимость, но в действительности редко шел против воли владыки.

Ступенькой ниже на социальной лестнице находился класс, который условно можно назвать «аристократией». Сюда входили все высокопоставленные чиновники, такие как военачальники, главы государственных служб и судьи высшей инстанции. Всех их называли общим словом «текутли». Они имели достаточно много привилегий: не платили налогов, имели официальную резиденцию,  получали доход от земель, прилагаемых к должности.

Однако, в отличие от европейских аристократов, все они относились к правящему классу лишь благодаря занимаемой ими должности, а не по праву рождения.  Поэтому вовсе не были уверены, что их сегодняшнее благосостояние перейдет по наследству к потомкам. Конечно, должность могла остаться в семье, но только в том случае, если среди наследников найдется человек, достойный ее занимать. А окончательное решение в этом вопросе всегда принимал сам правитель.

Вполне понятно, что сыновья текутли, которых называли пилли, имели некоторые преимущества, подаренные им происхождением и образованием, но если сам человек ничего собой не представлял, он вполне мог скатиться до уровня простолюдина. В сущности, вся эта система была гораздо ближе к современному устройству общества, опережая существовавшие в то время в Европе феодальные отношения.
ацтеки
Другой категорией чиновников были главы кальпулли (кварталов) - кальпуллеки. Эта должность традиционно  сохранялась еще со времен переселения, когда каждый род имел своего старейшину, поэтому и избирался он на этот пожизненный пост жителями квартала. Правитель лишь утверждал уже сделанный старейшинами выбор.

Однако, его полномочия, довольно широкие в первые годы, постепенно сокращались, и,  в конце концов, в его обязанностях остался лишь узкий круг вопросов: он продолжал следить за порядком  использования принадлежащих кальпулли земель и вел книги учета всех изменений.

Надо сказать, что ацтекская государственная машина  производила удивительно большое для своего времени количество бумаг, поскольку документировались все выплаты налогов, судебные процессы, распоряженацтекиия верхов и отчеты низов, и т.д. и т.п. Конечно, современный человек воспринимает все это как должное, но не стоит забывать, что ни компьютеров, ни даже печатных машинок в то время не было.

Печально, что от всей этой массы документов практически ничего не осталось, все они были сознательно уничтожены в ходе завоевания.  Большинство же дошедших до нас ацтекских книг написаны уже позднее, причем многие из них сделаны на латинице и являются копиями древних манускриптов или записями  рассказов знающих людей. Но вернемся к ацтекским чиновникам.

Ацтеки и их государство: налаженная судебная машина



Третьей категорией были судьи, которые назначались центральной властью. Обычно они выбирались из числа уважаемых людей, неважно сановников или простолюдинов. Судьи пользовались огромным уважением и немалой властью. В их распоряжении было даже некое подобие полиции, и они имели право арестовать любого человека, невзирая на занимаемые им посты.

ацтеки
Кстати сказать, такой проблемы, как продажный суд, в государстве ацтеков не существовало.  Взятка слишком сурово  каралась законом - отстранение от должности считалось мягким наказанием, чаще судья платил за такое нарушение своей жизнью.

Пожалуй, вполне уместно немного рассказать о судебной системе в целом. Законом регулировался почти каждый аспект жизни человека от развода до грабежа. Мелкие дела рассматривались местными судами, существовавшими в каждом городе. Если же преступление признавалось серьезным, обвиняемого арестовывали, проводили предварительное расследование и отправляли дело в вышестоящий суд провинции.

Особо сложные дела, к которым относились и те, где обвиняемыми были высокопоставленные чиновники, рассматривались высшим аппеляционным судом, заседавшим во дворце Монтесумы.

ацтеки
При этом, закон строго оговаривал время, которое выделялось судебной системе: на все про все было дано всего восемьдесят дней. Может быть, главной причиной ограничения срока был тот факт, что весь период следствия заключенные содержались в деревянных клетках на открытом воздухе.

Самыми серьезными преступлениями считались грабеж, колдовство, государственная измена, пьянство в общественном месте, прелюбодеяние и попытка выдать себя за должностное лицо. Все эти провинности карались смертью. Что касается прочих прегрешений, то чаще всего наказание подразумевало возмещение ущерба и выплату штрафа в государственную казну.
ацтеки

Надо сказать, что мексиканцы очень уважали государственную власть и людей, ее представлявших. Возможно, потому, что к чиновникам предъявлялись очень высокие требования. Горе было тому из них, кого поймали на бесчестном поступке или пьянстве: ведь если проступок простолюдина наказывался обычно не слишком сурово, то государственного служащего за аналогичную провинность чаще всего ждала смерть.

Кстати, и проблема личного времени становилась все более острой по мере подъема по служебной лестнице. Мало того, что высшие чиновники большую часть дня проводили во дворце Монтесумы, участвуя в советах и совещаниях, так они еще несли на своих плечах значительную часть организации и проведения религиозных церемоний и праздников.

Ацтеки и их государство: самостоятельный класс жрецов


ацтеки
Помимо чиновников, в государстве ацтеков существовал еще один класс, имеющий немалую власть. Это был класс жрецов. И надо сказать, что жизнь их  в корне отличалась от жизни чиновников.

Правда,  государственные служащие в Древней Мексике никогда особо не гнались за богатством, значительно больше беспокоясь о собственной репутации, но аскетическая бедность, в которой жили жрецы, все же была полной противоположностью их вполне благополучному существованию.

Служителем богов мог стать только выпускник кальмекак, но при этом происхождение человека не играло особой роли. Даже высшим представителем этого класса, равным по положению и власти военачальникам четырех округов вполне мог быть выбран простолюдин. Главным фактором, влиявшим на решение совета, было безупречное поведение кандидата.

Таких жрецов, находящихся на самой верхней ступени, было двое, так же как и высших богов. Главным помощником при них состоял служитель, выполнявший функции верховного секретаря церкви. Основной его задачей был контроль над всеми церковными делами: он контролировал порядок проведения религиозных церемоний, обучение в кальмекак, поведение жрецов.

Существовало в государстве и высшее духовенство (или правильнее сказать – жречество?) - тленамакака. Их было не так уж много, да и особых привилегий это звание не давало. Однако только они, как представители духовной власти, могли входить в состав совета, избирающего нового правителя.
 
Но большинство жрецов не поднимались выше уровня «прелата», отвечая либо за какой-то местный храм (иначе говоря - приход), либо за служение конкретному богу (а если помните, богов у ацтеков было более, чем достаточно), либо за какую-либо область религиозной деятельности (например, предсказания или наблюдение за звездами).

Еще ниже, так сказать, у основания церковной пирамиды стояли послушники – ученики кальмекак, еще не сделавшие окончательного выбора.

Так что, как видите, религиозная государственная машина ацтеков не сильно отличалась по своему строению и управлению от аналогичной светской. И ее бесперебойную работу точно также обеспечивало множество больших и маленьких винтиков.

В принципе, жрецыацтеки имели право занимать светские должности. Их нередко выбирали  судьями или назначали военачальниками. Но большинство из них специализировалось в той или иной отрасли знаний, тем более, что именно они служили хранителями времени и истории.

Надо сказать, что жизнь жреца ни в коем случае нельзя было назвать ни спокойной, ни легкой: распорядок ее был гораздо суровее, чем в самом строгом христианском монастыре. Четыре раза в день и пять раз за ночь он должен был воскурять ладан и читать молитвы, регулярно постился и умерщвлял плоть, пуская себе кровь иголками кактуса. Ну и, естественно, ни о каком браке и даже просто отношениях с женщиной речь не шла.

Внешний вид жреца внушал народу ужас и почтение. Его истощенное тело обычно раскрашивалось черной краской, а в качестве одежды они носили черную накидку, украшенную изображениями черепов и костей.

Добавьте к этому портрету волосы, которые никогда не мылись, не расчесывались и не подрезались, а потому распространяли жуткий запах - ведь во время религиозных церемоний они постоянно забрызгивались кровью.

В общем, облик  жреца одновременно  воплощал самые прекрасные и самые ужасные стороны цивилизации ацтеков.

 

В этот раз я смогла рассказать лишь о нескольких сословиях ацтекского государства – тех людях, которые состояли у него на службе и жили за государственный счет. Собственно и сегодня в любом государстве эта категория населения составляет не такую уж маленькую часть. И все же, жрецы и чиновники – это только небольшая часть народа.
Но о других сословиях мы поговорим в следующих статьях.
 

Распечатать...