Государство всегда начинается со столицы. Не зря же это обычно самый богатый и красивый город (причем, нередко на порядок богаче всей остальной страны). Ведь он становится уже не просто местом жительства или скопления зданий - он превращается в предмет национальной гордости, в который вкладываются все силы и средства.
К тому же, в древней Мексике автономный город-государство вообще был высшим элементом государственного устройства, так же как в античной Греции или Италии Эпохи Возрождения. И для того, чтобы затмить города-соперники, использовались все средства: величественные сооружения, богатство отделки, интеллектуальное превосходство, военная мощь – в общем, все, чем жители могли похвастаться перед соседями.
Таким городом был для империи ацтеков Теночтитлан. Когда на его территорию вступил Кортес, он был поражен его размерами, красотой и величием. К этому времени уже ничто в нем не напоминало о том жалком скоплении тростниковых хижин, ютившихся среди болот, с которого этот великий город начинался.
У нас же есть возможность заглянуть в самое начало и в очередной раз поразиться трудолюбию и таланту его жителей.
Главный город империи ацтеков: посмотрим, как все начиналось
Как вы помните из истории ацтеков, рассказанной в первой статье, после бойни устроенной вождем соседнего племени, в отместку за принесенную в жертву дочь, остатки племени укрылись на небольших заболоченных островках в нескольких километрах от берега. Там их оставили в покое, поскольку никому из сильных соседей эта бросовая земля была просто не нужна. Люди же, поселившиеся на ней, начали эту землю активно обживать, и со временем на этих маленьких островках вырос большой город.
Правда, в ацтекских легендах названа совсем другая причина выбора именно этого места для столицы. В них говорится, что здесь жрецы Уицилопочтли увидели божественное пророчество – орла, сидящего на кактусе и поедающего змею. А поскольку, если верить тем же легендам, именно бог руководил племенем все долгое время скитаний, то и участок они выбирали согласно его личным указаниям.
Поэтому строго на месте того самого кактуса был построен первый храм Уицилопочтли, простенький и убогий. Постепенно город богател, и сменяющие друг друга правители не жалели средств на строительство нового дома для бога, стараясь сделать его более достойным своего покровителя. Но при этом все храмы возводились на одном и том же месте, указанном богом. Именно там в 1519 году испанцы увидели величественную пирамиду.
Храм, а значит и центр будущего Теночтитлана располагался на твердой почве, небольшой верхушке острова. Вокруг же расстилались отмели и болотистые островки. Трудно даже представить, какой колоссальный труд пришлось приложить первым жителям, чтобы приспособить все это пространство для жизни. А чтобы расплатиться за материалы, необходимые для строительства, ацтеки ловили рыбу, лягушек, раков, водяных змей и червей, уток и лебедей, обменивая все это на камень и дерево.
Из камыша сооружались плоты (чинампа), на которые насыпался поднятый со дна озера ил. Такой плот прикреплялся сваями ко дну озера и со временем становился частью суши. Обычно получалась прямоугольная полоска земли. Встречались среди них и маленькие, всего полтора метра в ширину и пятнадцать в длину, но большинство было значительно крупнее – десять на сто метров.
Под все здания в качестве фундамента тоже забивали сваи. Именно поэтому большинство домов были одноэтажными, два этажа встречались довольно редко: ведь город стоял на болоте, и сваи могли просто не выдержать лишнего веса. К тому же, большой дом могли себе позволить только очень богатые люди, которые предпочитали возводить его на твердой почве, весьма дефицитной в городе.
Ацтеки строили набережные и дамбы, прокладывали каналы и перекидывали мосты. Сам факт, что столь огромный город вырос на месте, где, в сущности, не было земли, не может не заставить удивляться изобретательности и упорству этого племени. Накануне вторжения испанцев Теночтитлан занимал площадь больше тысячи гектаров, что совсем чуть-чуть не дотягивало до размеров Рима времен Аврелия.
А поскольку город большей частью состоял из насыпных участков, своей структурой он был очень похож на Венецию. Вся территория представляла собой геометрически правильную сеть каналов, соединяющих два главных центра: храмовую площадь Теночтитлана и храмовую площадь Тлателолько. Последний был изначально заложен как самостоятельная единица, но постепенно города слились и получили название Большой Мехико.
Главный город империи ацтеков: каким его увидели испанцы?
Каким же увидели Большой Мехико испанцы? Высокие башни, поднимающиеся над одноэтажными белыми домами, сделанными из необожженных кирпичей, с плоскими или остроугольными крышами. Чистые улицы, наполненные множеством людей. Снующие по каналам и озеру каноэ.
Большинство домов выходило на улицу слепым фасадом без окон, но при этом сама улица вовсе не выглядела унылой и однообразной. Среди домов постоянно встречались то храмы, то лавки ремесленников, и хотя незастроенных площадей было совсем немного, нельзя сказать, что в городе не было зелени. Каждый дом обязательно имел внутренний дворик с пышной растительностью, в котором, в сущности, и проходила жизнь семьи.
С твердым берегом столица была соединена насыпными дамбами, по верху которых проходили дороги весьма приличной ширины (по ним могла проехать шеренга из десяти всадников!). Эти дамбы помимо свободного проезда на сушу, выполняли еще одну полезную функцию – отделяли соленые озера мексиканской долины от пресных.
Некоторые улицы представляли собой только каналы, через которые в разных местах были перекинуты деревянные мостики, другие состояли из каналов и пешеходных дорожек. В самих дамбах было проделано множество проходов, чтобы лодки могли свободно проплывать из одной части города в другую.
В случае необходимости эти проходы могли быть закрыты, и тогда дамбы защищали город от наводнения после ливней – ведь горные реки, как правило, отличаются довольно капризным нравом, воды в них «то густо, то пусто»
Центром столицы была храмовая площадь, на которой возвышалась величественная пирамида. На вершине ее располагались храмы двух главных богов ацтеков – Уицилопочтли, бога Солнца и Тлалоку, бога дождя.
По архитектуре храмы были очень похожи – пирамидальные по форме крыши вытягивались к небу величественным гребнем, широкая дверь и жертвенный камень у входа. Отличались они только оформлением. Стены храма Уицилопочтли были оформлены белыми черепами на красном фоне, при этом край крыши украшали бабочки. А вот храм Тлалоку был сине-белым и вдоль его крыши располагались раковины, символизировавшие воду.
Вся эта площадь была окружена стеной из змеиных голов, а поскольку ацтеки ко всем богам, и свои, и чужим, относились с огромным уважением, то храмовая площадь была заполнена множество других храмов и пирамид, пусть не таких величественных, но достаточно внушительных. Так что это был настоящий культовый квартал.
Рядом с площадью стоял дворец Монтесумы – огромное двухэтажное сооружение, целый город с множеством входов, имеющий столько комнат, что случайному человеку не составляло труда в нем заблудиться. Кстати сказать, соратники Кортеса проверили это на собственном опыте, оставив воспоминания об этом факте в своих записях. Все эти комнаты располагались вокруг бесчисленных внутренних двориков.
Однако обстановка в них была почти столь же спартанской, как и в домах простых горожан. Единственное, что серьезно отличало обстановку дворца от простого дома - это скульптуры, заполнявшие дворы и храмы, а также фрески и барельефы, украшавшие стены. Жаль только, что совсем немногие из них пережили испанское завоевание.
А вообще, истинной роскошью ацтеки считали растительность, испытывая настоящую страсть к всевозможным цветам. Даже бедняки старались разбить возле своего дома садик, что уж говорить о правителе. В его саду были собраны практически все растения, встречающиеся на территории империи, а в зверинце – все звери. Те из животных, кто не смог жить в неволе, были сделаны из золота и драгоценных камней, чтобы коллекция не имела исключений.
Огромный дворец правителя служил не только его частной резиденцией, но и государственным учреждением. Весь первый этаж был отдан чиновникам, там располагались высший суд и военный совет, хранилища для запасов продовольствия и одежды, а также казна и тюрьма для военнопленных. Личные покои монарха и его ста пятидесяти жен находились на втором этаже.
Кстати сказать, правители ацтеков редко передавали свои дома по наследству. Обычно вновь избранный вождь начинал свое царствование именно со строительства дома, оставляя дома своих предшественников для приема высоких гостей. Кортес со свитой тоже жил в доме бывшего императора. Так что центр города традиционно был заполнен множеством роскошных домов.
Здесь же в центре располагалась рыночная площадь. Она произвела на испанцев ничуть не меньшее впечатление, причем не только колоссальным разнообразием товаров, но и порядком, царившим на таком огромном рынке, за которым внимательно наблюдали бесстрастные стражи. Можно было целый день гулять по нему, совмещая покупки с приятным общением.
Большая часть торговли шла через бартер, один товар по договоренности менялся на другой. Однако было у ацтеков и некое подобие денег – их заменяли зерна какао, так что самые ходовые товары имели в этих «деньгах» твердую цену. Каждому виду товара было отведено постоянное место, а в целом рынок со своими рядами-улицами был похож на маленький город.
Главный город империи ацтеков, его районы и жители
Административно весь Мехико разбивался на кварталы – кальпулли. Если помните, так называлась родовая община, существовавшая внутри племени (кстати сказать, на момент основания города их было всего двадцать). Впоследствии так стали называть группы домов или кварталы, сохранявшие относительную независимость.
Помимо деления на кальпулли, Мехико разделялось на четыре части, каждая из которых относилась к одному из направлений по сторонам света и имела собственное название. На севере находился Куэпопан (место, где цветут цветы), на востоке – Теопан (квартал бога), на юге – Мойотлан (место, где живут москиты), а на западе – Ацтакалько (рядом с домом цапель).
Это деление приписывалось самому Уицилопочтли и оказалось настолько удачным, что сохранялось в городе весь колониальный период. Правда, районам пришлось сменить свои имена, испанцы дали им христианские названия.
Главная цель такого административного разделения состояла в том, что над каждым районом столицы был установлен централизованный контроль, для чего назначался начальник, а точнее – военачальник, поскольку все мужчины у ацтеков одновременно были воинами.
Каково же было городское население? Поскольку данных переписи жителей до нас не дошло, можно сделать лишь приблизительную оценку. По подсчетам завоевателей в городе в то время было от 60 до 120 тысяч домов, и если предположить, что в каждом доме обитало в среднем семь человек, то получается, что в Мехико в то время проживало больше полумиллиона жителей.
Вполне резонно добавить сюда еще и пригороды, расположившиеся на берегу озера, но, в сущности, являвшиеся городами-спутниками, такими же, как сегодняшние Москва и Подмосковье, и тогда численность всего этого центра уже переваливает за миллион.
Понятно, что правителям такого огромного города приходилось решать множество самых разных, вполне предсказуемых бытовых проблем. И если вопрос с едой для всех жителей города благодаря рынкам решался сравнительно легко, то вопрос с питьевой водой и отходами можно было решить лишь на самом высоком уровне.
Главный город империи ацтеков: городские проблемы и их решение
В самом начале жителям для питья вполне хватало тех источников, которые были на центральном острове. Однако климат в Мехико таков, что он и по сей день постоянно страдает от двух противоположных проблем: то наводнений, то засухи, которые сменяют друг друга с завидным постоянством. И во время засухи каждый раз остро вставала проблема питьевой воды, тем более что вода самого озера была слишком соленой и непригодной для хозяйственных нужд.
Поэтому, чтобы решить этот вопрос, во время правления Монтесумы I был проложен водопровод от источников на берегу озера. Сделан он был из камня, скрепленного известковым раствором, и имел два рукава, один из которых работал, а второй служил запасным на случай ремонта.
Длина акведука составляла больше пяти километров, поскольку он доходил до самого центра Мехико, а в тех местах, где желоб проходил над каналами (в силу специфики планировки города их было немало), его протягивали в полой нише моста.
Однако количество жителей продолжала расти, и вскоре встал вопрос о втором водопроводе. Его строительство ярко иллюстрирует заботу правителей о своем народе, но на этот раз ацтекам повезло меньше.
Хотя технология изготовления самого акведука была уже отработана, новый источник оказался менее пригодным для поставленной задачи. А потому ввод его ознаменовался большой бедой, показавшей, сколь хрупким было установившееся равновесие между озером и людьми.
Когда праздник по случаю завершения работ, был в самом разгаре, источник вдруг начал бурлить, вода полилась из всех щелей, и вскоре началось наводнение, которое уничтожало дома, затапливало поля и даже создало угрозу жизни правителя, вынужденного покинуть свой дворец.
В тот раз стихию удалось усмирить, пустив в ход все технические и магические умения, поскольку ацтеки параллельно цементировали дыры в источнике и приносили в жертву сердца проштрафившихся чиновников. И хотя причину случившейся беды приписали колдовству, решение этой проблемы дорого досталось тогдашним правителям.
Есть еще один вопрос, которому следует уделить минутку, вопрос городской канализации. Хотя в Теночтитлане не существовало единой канализационной системы, как в Риме времен Цезаря, но и столь примитивно, как в Европе того времени, где ночные горшки просто выплескивали за окно, проблема тоже не решалась.
В основном были распространенны общественные уборные, отходы из которых служили удобрением для полей, но часть сточных вод все же попадало в озеро. К счастью, в нем было достаточно сильное течение, которое не позволяло нечистотам застаиваться вокруг города.
Мусор и отходы вывозились на болотистые окраины или закапывались во дворе, а общее состояние улиц находилось в ведении местных властей и строго отслеживалось. Приведение их в порядок было одной из городских повинностей, возлагавшихся на жителей города.
Главный город империи ацтеков: ритм городской жизни
Заканчивая рассказ о Теночтитлане-Мехико, хочу остановиться еще на одной важной детали. Надо сказать, что ацтеки не имели часов – ни водных, ни солнечных, ни песочных. А значит, не могли делить время на точные промежутки. Между тем общественная жизнь столицы требовала четкого соблюдения ритма этой жизни, не говоря уж о таких ответственных моментах, как начало праздников или жертвоприношений.
И этот ритм задавался с вершин храмов и башен. Девять раз за сутки оттуда был слышен бой храмовых барабанов и звук морских раковин, которые разделяли на четыре части день (восход солнца, середина утра, полдень и закат), и на пять частей ночь (конец сумерек, отход ко сну, молитва жрецов, слегка за полночь и перед рассветом).
Каждый раз при этих звуках жрецы воскуряли ладан богам, а остальные пользовались ими для определения времени начала встреч или заседаний. Но самое интересное то, что сам нужный момент определялся без всяких приборов, опираясь исключительно на наблюдения за небесными телами и траекторией движения солнца. При этом жрецам удавалось достаточно точно определять промежуточные точки при движении.
Итак, давайте подведем итоги. Теночтитлан был молодой столицей в сущности юного и активно растущего государства. Не стоит забывать, что на момент его гибели, ему не успело исполниться даже двухсот лет, и только последние сто из них были вполне благоприятны для его развития.
Да и вся ацтекская империя еще только развивалась, ее восходящая звезда еще только поднималась по небосклону. И пусть сложно сказать, какой бы стала цивилизация ацтеков спустя столетия, но сама история этого народа, прошедшего очень не простой путь, его культура и государственное устройство, подарили человечеству бесценный опыт. И велика вероятность того, что и в последующем своем развитии они были бы не менее щедрыми. Но этого нам уже никогда не узнать.
|