Итак гриф отрегулировали, теперь нужно настроить гитару. Если вы не Моцарт то для этого вам понадобиться какой-то эталонный источник звука с известной заранее частотой. В общем то для этих целей применяется камертон – такая металлическая штуковина напоминающая вилку вставленная в резонирующую подставку(ну видели наверное). Использовать лучше камертон на 440 Гц (нота Ля первой октавы), что соответствует высоте звука издаваемого первой струной прижатой на 5 ладу. Но если у вас камертона нет, а у большинства нормальных людей его как раз и нет:-), то можно поступить по другому:
1. Можно использовать пианино или рояль(естественно не откровенно растроенные). Находим на них ноту Ля или Ми первой октавы(спрашиваем у знающих людей, либо смотрим в каком нибудь самоучителе по пианино где на клавиатуре инструмента находиться эта нота). Вот в унисон этим звукам и нужно будет настроить первую струну гитары на 5 ладу для ноты Ля или на открытой струне для ноты Ми.
2. На худой конец можно использовать какой-нибудь МИДИ-секвенсер(программа такая для написания музыки). Поставить там нужную ноту и задать ей инструмент пианино(более чище звук чем у гитары) и зациклив воспроизведение настраивать в унисон струну гитары.
Если такой программы у вас нет либо не хочется с ней заморачиваться выкладываю файлы в формате MIDI и MP3. Открыв эти файлы в любом плерее, вы сможете по ним настроить гитару, точнее первую струну, вторая струна настраиваеться по первой, третья по второй и т.д. Ни в коем случаее не настраивайте гитару отдельно по каждой струне в унисон стороннему звуку. На основе стороннего звука - камертона либо др. источника следует настраивать только первую струну, остальные струны гитары настраивайте только по нижележащим струнам - только тогда вы получите аккорды с точными(хотя бы приблизительно) интервалами.
Вообще-то точного совпадения высоты звука первой открытой струны гитары именно ноте Ми необязательно, лишь бы он был где-то в этом районе, поэтому многочасовые прислушивания и настраивания пустая трата времени, по крайней мере на первом этапе. А вот настройка остальных струн должна быть четкой – если вторая струна на 5 ладу не будет звучать в унисон открытой первой(тоже и для остальных струн) то никакого строя гитары не будет и вместо благозвучных аккордов будем иметь диссанирующии звуки. Хотя и здесь нельзя добиться точного унисона по определению. Дело в том, что современный музыкальный строй из-за стремления сделать его универсальным не имеет в себе ни одного чистого интервала. Т. е. звук второй струны современной гитары прижатой на 5 ладу не будет точно соответствовать звуку первой открытой струны. А сделано это было для того чтобы музыкальные произведения можно было исполнять в любой тональности без перенастройки инструмента. Это не относиться например к скрипке т. к. на ее грифе нет порожков и на не можно взять любой звук.
Теперь о самом строе шестиструнной гитары. Он такой:
1. струна – Ми
2. струна – Си
3. струна – Соль
4. струна – Ре
5. струна – Ля
6. струна – Ми
Итак, сначала нужно настроить первую струну гитары по одному из описанных выше способов. Вторая струна, как уже говорилось выше, прижатая на 5 ладу должна звучать в унисон открытой первой. Третья струна на 4 ладу(внимание не на 5 ладу а именно на 4) должна звучать в унисон с открытой второй. Четвертая на 5 ладу – в унисон открытой третьей. Пятая на 5 ладу – в унисон открытой четвертой. И наконец шестая струна на 5 ладу должна звучать в унисон открытой пятой.
Что значит «звучать в унисон». В теории это значит, что два звука должна иметь одинаковую частоту. На практике при одновременном звучании двух струн в унисон их звук должен сливаться в один. Если такого единения нет то явно ощущается "биение звука", он как-бы то усиливаеться то затухает. То же самое биение будет ощущаться и в вибрации корпуса. Однако, как было сказано выше, на современной гитаре точного унисона добиться невозможно, но биение должно быть исключено напрочь и добиться этого реально. Что можно посоветовать при настройке гитары для начинающих. Есть в акустики такой эффект - резонанс, использовать его при настройке можно так: если при звучании настраиваемой струны, например второй, первая открытая струна начинает самопроизвольно колебаться, то налицо резонанс который в данном случае будет сигналом того что струны звучат в унисон (особенно явно этот эффект заметен на 5 и 6 струне) . Единственное что надо отметить, что после удара по настраиваемой струне (удар должен быть довольно сильный) струна, в унисон которой настраивают должна резонировать не рывком, а плавно и продолжительно – только тогда можно говорить о реальном унисоне
После того как Вы настроили гитару ее можно и нужно проконтролировать.
Строй гитары можно проконтролировать так:
1. удар по третьей струне на 9 ладу должен привести к резонансному
колебанию первой струны,
2. удар по четвертой струне на 9 ладу - к колебанию второй струны,
3. удар по пятой струне на 10 ладу - к колебанию третьей струны,
4. удар по шестой струне на 10 ладу - к колебанию четвертой струны.
Если резонанс отсутствует или слабо выражен, значит, нужно еще раз проверить и скорректировать строй гитары.