ЭНЦИКЛОПЕДИЯ |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Стили ландшафтного дизайна
Гораздо проще декорировать участок, придерживаясь определенного стилевого направления. Это значительно облегчает подбор декоративных элементов и размещение растительных посадок, который можно проводить в соответствии с характерными признаками того или иного стиля.
Регулярный стиль сформировался в XVII веке во Франции и символизировал власть монарха не только над человеком, но и над природой.
Характерными признаками регулярного стиля являются:
• плоскостной характер композиции;
• подчинение ландшафта строгим геометрическим линиям;
• симметричное построение композиции;
• наличие основной оси всей композиции (как правило, на ней расположены центральный дом, лестницы и др.), которой подчиняются лучевые (аллеи);
• главенство главного здания над окружающим садом;
• параллельное, радиальное или диагональное расположение аллей;
• пересечение пешеходных дорожек под прямым углом или звездообразно;
• использование для мощения дорожек серой каменной крошки, гравия, смешанного с песком;
• наличие единой точки обзора, с которой открывается далекая перспектива;
• наличие партеров с геометрическими парадными цветниками, скульптурами и вазонами;
• наличие боскетов (групп деревьев или кустарников, подстриженных в виде шпалер, шаров, кубов или пирамид);
• водоемы строгих геометрических очертаний;
• наличие фонтанов, каскадов;
• все растительные посадки (цветники, газоны) имеют строгую геометрическую форму;
использование растений, хорошо поддающихся стрижке (самшит, бук, можжевельник).
Пейзажный стиль зародился в XVIII веке в Англии. В эпоху Просвещения очень моден был лозунг «Назад, к природе!», что и отразилось в искусстве, в том числе и садово-парковом.
Характерными признаками пейзажных садов являются:
• отсутствие искусственности;
• сохранение естественных линий ландшафта;
• асимметричность планировки;
• отсутствие основной оси композиции и прямых линий;
• решение каждой пейзажной картины с учетом или сохранением естественных ландшафтных качеств;
• использование дорожек свободных линий в качестве связующих элементов между отдельными пейзажными композициями. Покрытие для дорожек выполняют из природных материалов: камня, дерева и т. д.
• планирование пешеходных путей таким образом, чтобы пейзажные картины открывались поочередно;
• отсутствие единой точки обзора;
• использование местных растений для составления композиций;
• в растительном дизайне главная роль отводится цвету и фактуре поверхности деревьев, листьев, цветков;
• водоемы, в том числе и искусственные, имеют естественную неровную береговую линию;
• слияние искусственно созданной композиции с окружающим ландшафтом в единое целое.
Коротко охарактеризовать особенности японского сада довольно трудно, так как в основе их построения лежат философия,
религиозные и национальные традиции Японии, складывавшиеся на протяжении нескольких тысячелетий. Известно, что японцев отличает совершенно особое отношение к природе, являющееся частью их менталитета. Японские сады отличаются лаконичностью,
миниатюрностью, символизмом и многозначностью, они подчинены одной идее.
Их главное назначение — через художественный образ помочь зрителю отрешиться от повседневной суеты и обрести душевное равновесие.
Композиция, как правило, асимметричная, строится с учетом естественного ландшафта (будь то заболоченный участок или понижение рельефа) и имеет три зоны восприятия: передний план, средний и задний. В целом компоновка таких садов очень сложна, так как предполагает передачу жизни и движения. Состоят они из нескольких отдельных пейзажных картин, которые раскрываются постепенно во время движения по саду и с определенных точек обзора (пешеходные маршруты в японских садах чаще составляются заранее). Каждая картина несет определенную идею, при этом в зависимости от времени года, часа суток и освещения, она может приобретать несколько значений.
В саду у того или иного вида (сад воды, камней, мхов, для чайной церемонии, для прогулок и др.) выделяют главные элементы: камни, водопад, отдельно стоящее дерево и т. п. Условно выделяют 3 основные группы компонентов: камень (отождествляется с горами, скалами и т. п.), вода или песок (водоем отождествляется с озером, ручей — с рекой и т. п.) и растения (лес, роща и т. п.). Цветовое решение также зависит от основной идеи: каменистые сады, например, не отличаются богатством красок по сравнению с пейзажными (в которых преобладает растительность). Основу японского сада чаще всего составляют камни: каждый из них занимает строго отведенное ему место, несет определенную смысловую нагрузку. Наибольшую ценность имеют камни, состаренные временем: обветренные, покрытые мхом и лишайником, обточенные водой. Именно такие камни в композиции располагают так, чтобы они были видны со всех точек обзора. Группируются они по размерам, форме и возрасту. Расставляются асимметрично, слева направо, так же, как организовано движение по саду. Используют камни как в качестве отдельных элементов, так и для построения оград, мостиков и водопадов; мелкими мостят дорожки, применяют для символического изображения поверхности воды. Использование растений также подчинено основной идее. Это могут быть одиночные деревца или кустарники с интересной формой ствола или кроны, групповые посадки цветущих весной слив и сакуры или краснолистных кленов. В целом в японских садах чаще всего используют хвойные и вечнозеленые культуры.
Дата: 01.10.2009
Просмотров: 5646
Рейтинг: 0
Комментарии:
Светлана | 27.12.2011 09:25
![]() |
Каждый стиль красив по своему, но мне естественный пейзажный ландшафт как-то ближе. Впрочем, японский стиль наверное тоже хорош, только чтобы оценить его надо ехать в Японию.
|