|
Светлана Хусаинова
|
Религиозные корни жизни ацтеков: от праздников до войны
На печать
В прошлый раз мы говорили о религии ацтеков, о тех легендах и мифах, которые составляли содержание их веры. На этот раз речь пойдет о тех сторонах жизни народа, которые являлись прямым следствием религиозного понимания мира – о политике, культуре и даже развлечениях. Ни одна из них не существовала сама по себе, все они были связаны с религией неразрывными узами.
При этом каждая проявляла какие-то характерные черты народа, и лишь все вместе они создают достаточно яркий и законченный образ. Чтобы вы смогли представить его себе, я постараюсь рассказать обо все понемногу: о праздниках ацтеков и их любви к играм, о литературе и письменности, о причинах и способах ведения войны.
Религиозные корни жизни ацтеков: праздники и игры
В одной из статей уже упоминалось, что древние мексиканцы очень ценили хорошее воспитание, а потому в повседневной жизни их поведение было очень сдержанным и спокойным. Иное дело во время праздников.
Церемонии, предписанные солнечным календарем (а каждый его месяц предполагал свой праздник), помимо чисто религиозных ритуалов, имели своей целью дать людям возможность выплеснуть избыточную энергию.
Как правило, большинство праздников представляли собой целый спектакль, длинный и полный символизма, столь любимого ацтеками. Он включал пиршества, танцы, пение и даже шуточные битвы. В один из месяцев «воевали» представители воинских орденов Орла и Ягуара, в другой – мужчины и женщины, а в третий – жрецы и миряне.
Порой это была простая буффонада, но иногда правила разрешали безнаказанно бить и грабить другую сторону, так что находились желающие использовать такую возможность для сведения личных счетов.
Были и другие варианты показать себя. Например, во время праздника в честь созревания фруктов в центре площади устанавливался пятиметровый шест, на вершине которого крепилась фигурка бога. Каждый юноша мог продемонстрировать свою удаль, вскарабкавшись до верха и достав ее. Победителю обязательно вручался приз.
И все же больше всего этой избыточной энергии ацтеки выплескивали во время спортивных состязаний. Они вообще были страстными игроками и болельщиками. И пусть для других народов игра чаще всего служит лишь забавой, ацтеки всегда воспринимали ее как серьезное дело, связанное с магией, как некий религиозный ритуал
Одной из самых популярных можно назвать игру в мяч, тлачтли. Точно неизвестно где и когда она возникла, но площадки для игры в нее археологи нашли среди остатков городов гораздо более древних народов, чем ацтеки. Играли в нее две команды, каждая из которых стремилась забросить жесткий каучуковый мяч в вертикально расположенное кольцо, стоящее в центре площадки. При этом игрокам запрещалось брать мяч руками.
Эта спортивная игра всегда имела религиозное значение, корни которого следует искать в мифологии. Считалось, что площадка изображает собой мир, мяч – солнце или луну, а игроки воплощают богов.
Да и сам результат игры, по мнению ацтеков, определялся не столько мастерством команд, сколько волей высших сил, играющих в ту же игру на своем поле. Только у них и площадка, и мяч были именно тем, что в игре людей лишь подразумевалось. Может быть поэтому, несмотря на большую популярность тлачтли, игроком в ней мог быть только представитель правящего класса.
Однако ничто не мешало всем прочим людям активно болеть и делать ставки. Порой возбуждение доходило до такой степени, что некоторые проигрывали не только все свое состояние, но даже продавали в рабство самих себя.
Была и еще одна, очень популярная игра – патолли, немного похожая на триктрак. Эта игра хоть и была азартной, все же реже приводила к столь печальным последствиям, как продажа себя. Но что интересно, она тоже была наполнена для игроков религиозным смыслом.
Обычно для игры использовали размеченную доску или лист бумаги, на которых было нарисовано пятьдесят две клетки. По ним игроки передвигали свои фишки. Когда играли люди простые – фишки вполне заменяли бобы, помеченные разным количеством точек, а вот для игры правителя их делали из чистого золота.
Победителем становился тот, кто, пройдя полный круг и все препятствия, первым возвращался «домой». Быть может, этот пройденный круг символизировал для игрока еще один прожитый цикл, прошедший без катастрофы?
Религиозные корни жизни ацтеков: музыка и литература
Другой составляющей религиозных церемоний были танцы, пение и декламация. Все это, как правило, проходило в музыкальном сопровождении. Записи музыки ацтеков не дошли до наших дней, возможно, они вообще не существовали. Зато известно, что их оркестры состояли в основном из ударных инструментов, среди них не было таких, которые могли бы выводить мелодию, как это делает скрипка или флейта. Так что совершенно очевидно, что музыка лишь задавала ритм, аккомпанируя песне или танцу.
А вот поэзия ацтеков сохранилась до наших дней в гораздо большем объеме, благодаря усилиям первых исследователей, записавших их латиницей со слов самих мексиканцев. Конечно, самым популярным жанром были религиозные гимны, которые исполнялись во время ежегодных церемоний и сопровождались танцами и представлениями.
Однако осталось немало произведений совсем других жанров: лирических стихов, исторических баллад, и даже философские размышления. Не так давно даже было выпущено в свет двухтомное издание ацтекской литературы, переведенной на английский язык.
Тут, пожалуй, уместно будет сказать несколько слов о письменности ацтеков. Сам язык нахуатль, который они принесли с собой и распространили по мексиканской долине, весьма богат и приятен на слух. Более того, он и сейчас достаточно легко позволяет выразить малейшие оттенки мыслей человека и представления об окружающем мире.
А вот письменность подкачала. Хотя она была весьма развита в империи, имевшей огромное количество документов. Мало того, при каждом храме существовали библиотеки, в которых хранились религиозные и астрологические манускрипты, карты страны и многое другое. При этом сама письменность представляла собой нечто среднее, между привычным для нас, фонетическим письмом и пиктограммой.
Такая форма создавала немалые трудности. Пиктограмма очень удобна, когда надо сделать список конкретных вещей, но гораздо сложнее в использовании, если пытаться передать на бумаге какие-то чувства или абстрактные мысли. Собственно, даже названия городов или имена правителей при записи чаще всего превращались в подобие сегодняшнего ребуса.
Поэтому ацтекская запись стихов или исторических хроник служила всего лишь шпаргалкой для памяти. Само же содержание передавалось из уст в уста «запоминателями», которые просто заучивали его наизусть,
Религиозные корни жизни ацтеков: истоки непрекращающейся войны
Племя ацтеков с самых первых упоминаний о нем славилось как весьма воинственная нация. А после того, как они создали собственную империю, война превратилась из метода политического решения проблем (к нему время от времени прибегает любое государство) в суть его государственной политики. В сущности, война стала для народа образом жизни.
Конечно, экономическую составляющую экспансии ацтеков тоже нельзя сбрасывать со счетов, поскольку столица государства и крупные города во многом жили за счет дани, стекающейся со всех концов империи. Но все же, главной ее движущей силой были именно религиозные причины.
В прошлой статье уже говорилось о том, что ацтеки считали себя главными поставщиками пищи для Солнца, то есть, по сути, они взяли на себя ответственность за существование мира, который, по их понятиям, жил только за счет принесенных ими жертв.
Именно поэтому смерть на жертвеннике считалась одной из самых почетных, ведь первейшей обязанностью человека было кормить великих богов, а уклонение от нее считалось предательством мира и человечества.
Кстати, в хрониках ацтеков описан случай, когда в плен к ним попал вождь другого племени, столь поразивший тогдашнего правителя Монтесуму I своей храбростью и умениями, что он был назначен командиром отряда в новом военном походе. Когда же этот командир вернулся с победой, увенчанный славой, то вместо земель, предложенных ему в управление, он предпочел смерть на жертвенном камень, лишь бы не чувствовать себя предателем.
Так что война для ацтеков была не только политическим орудием расширения границ, скорее - неким религиозным ритуалом, священнодействием. И пусть захват пленных нельзя назвать ее единственной причиной, но тот факт, что поток их не должен был прекращаться, заставлял государство постоянно поддерживать состояние войны, ибо прекращение военных действий приравнивалось в глазах ацтеков к концу жизни человечества.
А в те, не такие уж длинные периоды, когда мир все же воцарялся на их территории, между союзническими городами приходилось проводить, так называемую, «войну цветов». Во время это войны сражения устраивались между армиями союзников, и единственной их целью был захват пленников, которых приносили в жертву.
Кстати, отношения между пленником и тем, кто его захватил, никогда не были основаны на ненависти и злобе. Скорее, они ощущали себя братьями, одному из которых не повезло на этот раз. Но военное счастье переменчиво, и вполне вероятно, что завтра оно отвернется от сегодняшнего победителя.
Правда, стоит отметить вот какой момент. В те времена, когда племя ацтеков было малочисленным и слабым, человеческие жертвы, всегда считавшиеся обязательными, не имели столь массового характера. Лишь в XV веке, после создания тройственного союза городов, этот обычай окончательно укоренился.
Получив власть, ацтеки объявили себя «избранным народом Уицилопочтли», миссия которого в том, чтобы кормить Солнце. С этого момента государство стало проводить политику активных завоеваний, и количество жертв стало быстро расти. Во время празднования открытия нового храма Уицилопочтли, в жертву было принесено 20 тысяч пленных, и жрецам, чтобы выполнить эту работу, пришлось трудиться не покладая рук четыре дня.
Религиозные корни жизни ацтеков: военная стратегия
Ацтеки не имели профессиональной армии, единственными кадровыми военными была небольшая гвардия правителя, состоящая из отрядов Орла и Леопарда. Все остальные войска набирались за счет всеобщей воинской повинности, существовавшей у них за сотни лет до того, как ее «впервые» придумал Наполеон.
Общую стратегию войны определяли природные условия. Поскольку в стране не существовало ни вьючных животных, ни системы снабжения, то ни о каких длительных осадах речи быть не могло. Война была короткой и сравнительно бескровной – ведь убийство противника вовсе не входило в планы нападавших. Потому-то ацтекские города не было принято обносить стеной.
Однако весьма интересен сам способ объявления войны. А надо заметить, что в этом вопросе ацтеки придерживались вполне рыцарских правил и никогда не нападали внезапно, всегда находя повод (пусть даже изрядно надуманный) и официально предупреждая о будущих военных действиях.
Самой уважительной причиной объявления войны было нападение на странствующих торговцев – почтека. Любое проявление агрессии или неуважения по отношению к ним, будь то отказ торговать, запрещение прохода, грабеж, не говоря уж об убийстве, воспринимались центральной властью как оскорбление, а значит - служило достаточным поводом для начала военных действий.
При этом убийство гонца или высказанное к правителям другого города недоверие столь уважительными причинами не считались, а потому долго обсуждались советом, и далеко не всегда приводили к войне
Когда совет принимал в этом вопросе окончательное решение, в город отправлялись послы, которые сначала пытались договориться с противником о сдаче без боя. Причем, поскольку в ацтекской империи очень долго существовал Союз трех городов, и каждый из них имел собственных послов, все три делегации приходили в город противника по очереди, пытаясь добиться бескровной победы.
Первыми приходили послы из Теночтитлана. Они обращались к старейшинам, описывая все тяготы войны и задавая вопрос: не лучше ли будет, если ваш правитель добровольно примет «дружбу и защиту империи»?
Условий сдачи было немного: городу предлагалось принять в храм образ Уицилопочтли, дать слово «не быть врагом империи», разрешить торговцам свободный проход и торговлю на территории провинции, а в знак доброй воли ежегодно посылать «небольшой подарок» правителю империи.
Послы давали на размышление двадцать дней, что составляло примерно месяц солнечного календаря, а перед уходом дарили старейшинам щиты и мечи в знак серьезности своих намерений.
Если через месяц город не давал положительного ответа, в него приезжали послы из Тескоко. Они передавали торжественное предупреждение правителю и его приближенным, что в случае отказа принять их условия, всех их ждет смерть на жертвенном камне. В качестве альтернативы обещалась дружба правителей трех городов.
Условия этой обещанной дружбы оставались теми же, да и срок на размышление оставался прежним. В этот раз послы не оставляли никаких подарков.
Если же и второе предложение не принималось «мятежным городом», в него прибывали послы из Тлакопана, третьего города. Эта делегация делала последнее предупреждение. На этот раз ее члены обращались к воинам, угрожая, что если город будет упорствовать в своем отказе, императорские войска разорят провинцию, уведут всех воинов в плен, а нынешний глава будет заменен управляющий, назначенным из центра.
На прощание они снова раздавали щиты и мечи, на этот раз военачальникам. И давали еще один, последний месяц на размышление. После его окончания война считалась объявленной, хотя точная дата начала военных действия всегда согласовывалась с астрологами.
Из всего сказанного понятно, что ни о каком неожиданном нападении речь не шла в принципе. Скорее наоборот, ацтеки не только давали своим противниками время подготовиться, но даже снабжали его оружием, пусть даже количество этого оружия было чисто символическим.
Правда, неизвестно, чего было больше в таком объявлении войны - рыцарского отношения или убеждения, что война – это религиозный ритуал, где поражение - кара богов, и победителей в ней определяют именно они. А чтобы победа была справедливой, нельзя пытаться застать противника врасплох.
Впрочем, из этого не следует, что индейцы не применяли военные хитрости или разведку. Все же принцип «на войне как на войне» вполне применим и к ним. Но их целью никогда не было тотальное уничтожение. В сущности, война заканчивалась, как только нападающие захватывали храм, поскольку это служило явным знаком поражения местного бога (даже в документах победа обозначалась значком горящего храма), а потому дальнейшее сопротивление людей тоже становилось бесполезным.
После прекращения боев опять начинались переговоры, а точнее сказать, торг. В чем-то он напоминал тот знаменитый восточный торг, когда продавец называет цену шубы, а покупатель – перчаток. И лишь после долгих и ожесточенных споров им удается найти некий компромисс, устраивающий обоих.
Нечто подобное было принято и здесь. Побежденные говорили: «Мы признаем свою ошибку и просим принять нас под свое покровительство. Вот что мы можем предложить в качестве компенсации». После этого они передавали список продуктов, товаров и услуг.
Ацтеки на это отвечали: «Не ждите милости. Вы вынудили нас воевать, и за это должны заплатить». После чего предъявляли свой список. Начиналась долгая дискуссия, которую победители всегда завершали такими словами: «Взвесьте ваши обещания и не говорите потом, что не давали их».
Собственно говоря, если перевести все это на современный деловой язык, итогом переговоров служил подписанный договор, имеющий юридическую силу. А если вспомнить язык "братков" , это, наверное, прозвучало бы так: "за базар отвечаете".
По сути дела, центральная власть требовала от побежденного города всего лишь принятия ее главенства, а также признания первенства своего бога – Уицилопочтли. Ну и, естественно, аккуратной уплаты дани.
В остальном провинция оставалась вполне самостоятельной, в ней не менялись ни институты власти, ни обычаи, ни язык. Именно поэтому ацтекская империя по сути своей представляла собой союз автономных городов, и лишь в некоторые из них наместник назначался столицей.
Кстати сказать, наместники у ацтеков вовсе не получали провинцию в подарок. Они были лишь государственными служащими, которые должны были отчитываться за свою работу. Но о сословиях ацтекской империи мы поговорим в следующий раз.
Дата: 19.10.2012
Просмотров: 5792
Рейтинг: 0
Облако тегов:
ацтеки,
праздники ацтеков,
музыка ацтеков,
литература ацтеков,
военная стратегия ацтеков
Комментарии:Francismype | 11.06.2015 07:10
|
Наш сайт создан исключительно для фанатов такой широкоизвестной игры, как Майнкрафт. У нас на вебресурсе можно подобрать самый подходящий для вас сервер для игры Minecraft и с увлечением окунуться в загадочный и увлекательный мир игры. Мы предлагаем новым геймерам скачать лаунчер игры, для этого надо воспользоваться кнопкой “начать игру”.
Для наших геймеров также интересной окажется информация с описаниями всех наших серверов Minecraft, из которой можно узнать массу интересного о том или ином сервере и решить для себя, какой же из доступных серверов выбрать для игры. У нас на нашем форуме ведётся общение пользователей на игровую тематику, здесь можно отыскать также много интересной информации и узнать все подробности игры, приятно пообщаться или даже заиметь хороших друзей.
Чтобы пользоваться всеми нашими сервисами, необходимо лишь пройти обязательный процесс регистрации и после этого для вас будут открыты все наши двери. Наш ресурс – это самый комфортный способ узнать всё о самой широкопопулярной на сегодня игре – Minecraft. Скачав игру и подобрав для себя самый лучший сервер Minecraft, вы будете на голову выше многих геймеров Майнкрафт. РФ
|
Анна rive | 28.06.2016 23:42
|
Буду рада встретить спутника жизни 40+л ВЕРНОГО и ПОРЯДОЧНОГО, НЕ ЖЕНАТОГО для СПОНСОРСТВА, 101 БЕЛОЙ РОЗЫ и создания семьи!!!))
Познакомлюсь:
с Мужчиной
в возрасте 41-50 лет
Цель знакомства:
Дружба и общение,
Переписка,
Любовь, отношения,
Брак, создание семьи,
Рождение, воспитание ребенка,
Регулярный секс вдвоем,
Совместное путешествие
|
Saskial | 17.08.2016 23:31
|
Мексика для ацтеков . Корни ацтекской цивилизации уходят глубоко в прошлое. Любовь к пышным церемониям наполняла жизнь ацтеков и достигала своего апогея в религиозных ритуалах.
|
Lancecib | 07.06.2017 12:47
|
Трест «Мосэлектротягстрой» — один из старейших и только один из сегодня существующих крупных строительных трестов Москвы.
В числе крупнейших объектов — перестройка Казанского вокзала, сооружение строения Совета Федерации ФС РФ, крупнейшей в Европе сортировочной станции «Бекасово», здание Правительства Московской Области, грандиозные проекты в интересах Минобороны и МЧС России.
К настоящему времени Трестом введено значительное число жилых домов в Москве и Подмосковье, а кроме того прочих российских регионах — Ярославле, Рязани, Костроме, Калуге и остальных.
В состав предприятия входит 12 отделений, ремонтная база, автобаза, завод по выпуску сухих смесей и завод ЖБИ, расположенных на территории Москвы, Московской, Костромской и Владимирской областях. На этот момент времени “Мосэлектротягстрой” строит примерно 30 проектов производственного, автотранспортного и цивильного предназначения на территории европейской части РФ.
|
walktubs | 11.12.2018 06:54
|
That’s what BestReviews is all about: providing consumers with the information they need to make smart purchasing decisions. So if you’re in the market for a walk-in bathtub — or even just thinking about buying a walk-in bathtub in the future — you’ve come to the right place.
Another concern with a walk-in tub is temperature. Since you must enter the tub before filling it, there is no chance to adjust the water and get it just right before exposing your body to the water. Also, because you must sit in the tub while it fills, it is very easy to become acclimatized to dangerous temperatures as the water slowly climbs. Because of this, it is important that any tub you consider be equipped with a scald prevention valve that is designed to prevent dangerously hot water from entering the tub. Even then, it could take some uncomfortable minutes to get the water temperature adjusted comfortably in the tub as it fills.
https://walk-tubs.com
|
Алексей | 28.06.2019 15:11
|
Перезвоните мне пожалуйста 8(812)200-42-95 Алексей.
|
Антон | 30.06.2019 10:00
|
Перезвоните мне пожалуйста по номеру 8(991)919-18-98 Антон.
|
Антон | 05.07.2019 00:04
|
Перезвоните мне пожалуйста по номеру 8(953)367-35-45 Антон.
|
Антон | 10.07.2019 12:00
|
Перезвоните мне пожалуйста по номеру 8(991)919-18-98 Антон.
|
Антон | 15.07.2019 11:34
|
Перезвоните мне пожалуйста по номеру 8(953)367-35-45 Вячеслав.
|
Антон | 25.07.2019 21:13
|
Перезвоните мне пожалуйста по номеру 8(999)529-09-18 Антон.
|
Антон | 27.07.2019 16:14
|
Перезвоните мне пожалуйста по номеру 8(999)529-09-18 Антон.
|
Денис | 31.07.2019 01:01
|
Перезвоните мне пожалуйста 8(999)529-09-18 Денис.
|
Оставьте свой комментарии: