|
Светлана Хусаинова
|
Цыгане: вечные кочевники с непростой историей
На печать
Среди множества народов, населяющих нашу планету, есть, пожалуй, лишь один, вызывающий столько любопытства и домыслов. Именно этот народ, на протяжении всей своей истории, давал пищу самым разным мифам, загадкам и даже некоторому ореолу таинственности. Я говорю о цыганах, вечных кочевниках рассеянных по всему земному шару, и в то же время остающихся для всех прочих единым народом.
В ХIХ веке описания жизни цыган, встречающиеся в книгах, чаще всего были окутаны ореолом романтики и даже некоторого мистицизма. Иное дело сейчас. Современные авторы делают акцент скорее на бедности цыган, тяжелых условиях быта кочевников и, вообще, «жалкой участи отщепенцев», которые отчаянно жаждут влиться в русло цивилизации. При этом считается, что слиться они должны до такой степени, что полностью утратят национальное своеобразие.
Истина же, скорее всего, лежит где-то посередине. Еще до второй мировой войны не редко можно было встретить вереницу цыганских повозок, медленно двигающихся по дорогам Европы, но современный мир практически не оставляет выбора народам, живущим не так как все. А потому кочующих цыган становится с каждым годом все меньше и меньше, да и те большей частью пересели из ярких повозок, запряженных лошадью в комфортабельные трейлеры, прицепленные к машине, а значит – вполне вписались в цивилизацию.
Но этот народ по-прежнему остается одним из самых ярких, своеобразных и независимых, а уж романтика их прошлой жизни вообще вне конкуренции. Поэтому будет жаль, если цыгане сольются с другими нациями вплоть до полного исчезновения, ведь тогда в культуре человечества будет потеряна весьма красочная страница.
Цыгане: вечные кочевники родом из Индии
Теперь уже окончательно доказано современной наукой, что цыгане – выходцы из северной Индии, вопрос только в том, когда они покинули свою родину – в шестом веке или в девятом, потому что здесь однозначного мнения нет. Так же как нет его в вопросе о том, что толкнуло их на этот исход.
Возможно, причиной послужила сама обстановка, сложившаяся в то время на их родине. Ведь в первом тысячелетии этот регион постоянно кто-то завоевывал: греки, персы, скифы, гунны, мусульмане, так что там все время царил военно-политический беспорядок, который, возможно, и подтолкнул местные кочевые племена к решению отправиться в дальний путь.
Кстати сказать, происхождение названия цыгане тоже не очевидно. Одна из версий утверждает, что оно восходит к греческому слову «атцинганами», что означает «неприкасаемые», другая – что это искаженная форма византийского прозвища «атсинганос», означающего «маги, гадатели», а если верить этимологическому словарю, то это название происходит от древнего индоевропейского слова «сингх» - «лев».
Споры на эту тему еще продолжаются. Сами же цыгане называют себя рома, а местные жители разных стран называют этих вечных кочевников очень по-разному.
Но вернемся к исходу. Вряд ли, покидая родину, кочевые племена изначально планировали уходить так далеко от родных мест, ведь, несмотря на свой образ жизни, цыганские семьи очень консервативна в выборе района кочевья. Как правило, он не превышал по площади триста – пятьсот квадратных километров даже в более поздние времена. Однако любая община постепенно разрастается, и тогда людям уже приходится осваивать «новые земли», уже не огладываясь на собственные желания.
Пожалуй, только этим можно объяснить те, совсем не быстрые темпы, которыми цыгане-кочевники шли из Индии в Европу – ведь расстояние, которое можно было пройти за несколько лет даже в те времена, не отличающиеся скоростями, они преодолевали несколько столетий.
Вообще, цыганские кочевья никогда не были хаотичными скитаниями и редко вызывались просто тягой к перемене мест. В сущности, они всегда определялись конкретными бытовыми потребностями: ремесленникам нужно было сбывать свои изделия, артистам нужны были новые зрители, а гадалкам – новые клиенты. Если же цыганам удавалось найти постоянный источник дохода, то эти вечные кочевники вполне охотно оставались на одном месте долгое время.
Цыгане: вечные кочевники пришли в Европу через Византию и Египет
В начале второго тысячелетия цыгане оказались в Византии, и эта православная страна приняла их вполне радушно. Для властей они стали весьма удобной малой народностью потому, что никогда не проявляли агрессии, добровольно приняли православие, а главное – не стали бременем для экономики, прославившись как кузнецы, изготовители седел, ремней и сит.
Именно там появились первые поселения оседлых цыган, в самом крупном из которых проживало триста семей. Мало того, в истории Византии даже был такой период, когда именно цыгане владели монополией на все работы с металлом. Кстати сказать, помимо ремесел, цыгане уже тогда славились дрессировкой животных, гаданиями, а также песнями и танцами.
После падения Византии под натиском турок, цыгане снова двинулись в путь. Правда, как и раньше, часть семей осталась на территории Османской империи, которая тоже отнеслась к мастерам-оружейникам вполне лояльно, даже не требуя от них обязательного перехода в мусульманство.
Остальные же разделились. Первая группа вечных кочевников, более многочисленная, отправилась в Южную Европу через Болгарию, вторая – через Иорданию в Египет, а потом, пройдя весь север Африки, пересекла Гибралтарский пролив и появилась в Испании.
Из-за смуглой кожи и ярких одежд их приняли за потомков египтян, и сами цыгане охотно поддерживали эту легенду, заявляя, что они выходцы из Малого Египта и путешествуют под охраной Папы Римского, Императора Германии или другой важной персоны. При этом они часто демонстрировали документы, согласно которым им разрешалось бродяжничать и собирать милостыню.
Церковь в те времена поощряла благотворительность и сначала цыгане жили вполне безбедно за счет местного населения. Одним из любимых трюков был следующий: табор располагался в какой-нибудь местности и объявлял жителям, что на них наложили епитимью за язычество, а потому они должны жить именно здесь семь лет.
Однако, вскоре Европа вступила в полосу затяжного экономического кризиса. Местное население столкнулось с голодом и проблемой нехватки пахотных земель, страны опустошались затяжными религиозными войнами. Вполне понятно, что в этих условиях пришлые бродяги были никому не нужны, а потому правители стали активно принимать антицыганские законы.
По этим законам цыган могли казнить уже только за сам факт пребывания на территории государства. При этом мужчин вешали сразу, а женщин клеймили, чтобы их можно было опознать при повторном нарушении. За «рецидив» казни подлежали и они. Цыганка в возрасте часто имела на своем теле целую коллекцию разных клейм и рубцов, а уж на местности ориентировалась виртуозно, чтобы случайно не забрести туда, где ее уже ловили вторично.
Сейчас уже невозможно подсчитать, сколько цыган реально стало жертвой этих законов, ведь к счастью для кочевников соблюдались они не слишком строго, а среди местного населения «загадочные египтяне» нередко находили сторонников, которые помогали табору затаится на некоторый срок.
Зато годы гонений ярко сказались на национальном характере и репутации цыган. Совершенно очевидно, что в тех условиях ни о каких легальных заработках (будь то ремесла или концерты) речь уже не шла, а потому за цыганами прочно закрепилась репутация воров, которая сопутствует им до сих пор.
Не малую роль здесь сыграло и общее мировоззрение этих вечных кочевников, которые всегда делили мир на своих и чужих, на «рома» и «гаджо». Исходя из своих представлений о мире, цыгане свято верили, что деревья, цветы, птицы и звери созданы богами для всеобщего удовольствия, а значит - нет ничего зазорного в том, чтобы собрать яблоки со встреченной яблони или поймать кролика в лесу. Это уж не говоря о том, что в те трудные времена воровство стало для них просто способом выживания.
Кроме того, местное население, не отличавшееся образованием и терпимостью ко всему незнакомому, стало приписывать цыганам «дурной глаз», колдовство и общение с дьяволом. А причиной стали всего лишь необычный внешний вид, незнакомый язык и образ жизни, знание трав, умение общаться с животными и предсказания.
Если задуматься, становится понятно, что ничего из этого списка нельзя поставить народу в вину, но при этом даже в наше просвещенное время цыгане по-прежнему окружены мифами, разубедить в которых обывателя невозможно.
Стоит ли после всего этого удивляться упорному желанию цыган держаться как можно дальше от государства, удивительной сметливости и самостоятельности цыганок, а главное – замкнутости на своем народе и упорному нежеланию принимать чужих, отголоски которого сохранились до сих пор.
И все же, консерватизм цыган в выборе мест кочевья сохранялся даже в те трудные годы гонений – большинство таборов с риском для жизни продолжало колесить по землям Западной Европы, не стремясь искать новые земли. Правда, некоторые страны пытались решить «цыганский вопрос» путем насильственной депортации, но результатом стало лишь распространение этих вечных кочевников по всему миру.
Благодаря столь долгой преданности конкретной группы цыган одной стране, влияние местных языков и обычаев определило появление этнических групп: испанских цыган называют «кале», английских – «романичел», немецких – «синти».
Но часть таборов, спасаясь от гонений, двинулась на восток, а к концу 17 века цыганские семьи вышли к границам России.
Цыгане: вечные кочевники были хорошо приняты в России
Надо сказать, что в России цыгане никогда не подвергались гонениям и никаких «анитцыганских» законов в нашей стране не принималось. Определяющим моментом здесь стала, скорее всего, не столько общая национальная терпимость, присущая русскому народу, сколько иное время появления этих вечных кочевников на территории страны.
К этому моменту даже в Европе отношение официальных властей к цыганам стало меняться, а многие просвещенные монархи отменяли существовавшие жестокие законы. В такой обстановке российские правители, дорожившие мнением своих западных соседей, просто не могли применять к цыганам никаких драконовских мер, опасаясь прослыть «азиатской тиранией».
В 1783 году Екатерина II подписала указ, в котором цыгане причислялись к крестьянскому сословию, но больше никаких мер по закрепощению принято не было. Мало того, цыганам было разрешено самостоятельно переходить в любое другое сословие, за исключением дворянского, а потому к концу 19 века многие из них стали купцами и мещанами, и притом добросовестными налогоплательщиками.
Такая мягкая политика принесла свои плоды. В России сформировалась большая этническая группа «русска рома». Эта группа отличалась от своих собратьев собственным диалектом (в котором русские приставки вполне уживались с цыганским глаголами), традициями (где самовар и икона стали совершенно необъемлемым атрибутом кочевого быта) и торговой репутацией (цыганские конные барышники пользовались большим авторитетом и, вообще, были вне конкуренции).
С самого начала большинство семей этих вечных кочевников вело полуоседлую жизнь, кочуя в теплое время года, а на зиму останавливаясь в крестьянских домах. Такой образ жизни позволил цыганам очень близко познакомиться с русскими музыкальными традициями и творчески переработать их.
Надо сказать, что цыгане всегда интересовались местным фольклором, стараясь понять, что же нравится коренным жителям стран. И пусть этот интерес не был бескорыстен, поскольку артистов, в общем-то, интересовал вопрос, какая музыка лучше всего развяжет кошельки хозяев, но если бы они не были склонны к подобной меркантильности, больше всего пострадала бы культура: испанцы не узнали бы фламенко, венгры – зажигательной музыки скрипачей, а русские – цыганских хоров.
И нельзя не заметить, что цыганские профессиональные хоры заняли совершенно уникальное место в русской музыкальной культуре. Существовала даже шутливая присказка: "Русский человек умирает два раза: один - за родину и один - когда слушает цыган". А слушали их не только купцы, но и представители элиты, писатели и даже композиторы. Конечно, больше всего профессиональных цыганских музыкантов было в Москве и Петербурге, где появились уже не просто хоры, а целые цыганские театры, некоторые из которых дожили и до наших дней.
Подводя итоги очень непростой истории цыганского народа, видно, что это очень талантливый и неагрессивный народ, способности которого расцветали всякий раз, когда внешние обстоятельства хоть немного этому способствовали.
Конечно, эти вечные кочевники сильно отличаются от других народов своими знаниями, умениями и образом жизни, но об этом речь пойдет в следующий раз.
Дата: 13.06.2012
Просмотров: 9911
Рейтинг: 0
Облако тегов:
цыгане,
кочевники,
образ жизни
Комментарии:AndreyVelikiiUndep | 06.11.2018 20:06
|
Забудьте о повседневной рутине, расслабьтесь и окунитесь в неестественный мир позитива
и радости вкупе с нами, не отказывайте себе в удовольствии.
https://weddingprikol.ru/ - Смотрите приколы свадебные приколы
|
Антон | 25.06.2019 09:13
|
Перезвоните мне пожалуйста по номеру 8(953)367-35-45 Антон.
|
Антон | 05.07.2019 01:32
|
Перезвоните мне пожалуйста по номеру 8(991)919-18-98 Антон.
|
Антон | 26.07.2019 10:43
|
Перезвоните мне пожалуйста по номеру 8(996)762-22-97 Антон.
|
Денис | 02.08.2019 09:48
|
Перезвоните мне пожалуйста 8 (900)620-56-77 Денис.
|
Алексей | 17.08.2019 13:00
|
Перезвоните мне пожалуйста 8(904) 332-62-08 Алексей.
|
Алексей | 18.08.2019 07:30
|
Перезвоните мне пожалуйста 8(904) 332-62-08 Алексей.
|
Евгений | 18.08.2019 18:29
|
Перезвоните мне пожалуйста 8 (921) 740-47-60 Евгений.
|
Алексей | 20.08.2019 15:51
|
Перезвоните мне пожалуйста 8(904) 332-62-08 Алексей.
|
Алексей | 23.08.2019 14:29
|
Перезвоните мне пожалуйста 8(812) 200-42-95 Алексей.
|
Виктор | 26.08.2019 14:50
|
Перезвоните мне пожалуйста 8 (962) 685-78-93 Евгений.
|
Алексей | 01.09.2019 13:34
|
Перезвоните мне пожалуйста 8(904) 332-62-08 Алексей.
|
Вячеслав | 02.09.2019 20:09
|
Перезвоните мне пожалуйста 8 (812) 389-60-30 Вячеслав.
|
Оставьте свой комментарии: