Светлана Хусаинова |
|
Ацтеки и их религия: спасители мира или служители преисподней?
Религия ацтеков была одновременно самой прекрасной и самой ужасной составляющей их цивилизации. И если вдуматься, в этом нет ничего удивительного, ведь с одной стороны, именно она составляла основу их культуры, весьма и весьма развитой для своего времени, а с другой - неотъемлемой ее частью были человеческие жертвоприношения, понять и принять которые современному человеку практически невозможно.
И не только современному человеку. Пожалуй, именно религия стала самым серьезным камнем преткновения между европейцами и индейцами. Конечно, испанцы с самого начала прибыли в Америку вовсе не с дружественным визитом, но тот ужас и отвращение, которые они почувствовали, увидев множество кровавых людских жертв, убедили их в правоте своего дела.
Исходя из собственных христианских взглядов, они сочли, что вера местного населения родилась в преисподней, богами им служат демоны (ведь только демоны требуют человеческих жертв), а значит их долг – спасти души заблудших. Во всяком случае, вера в то, что они совершают богоугодное дело, была прекрасным оправданием любым их действиям.
Конечно, я вовсе не хочу сказать, что человеческие жертвы – это нормально и правильно, но все же, не стоит забывать, что у каждой цивилизации и каждого времени свои критерии жестокости и добродетели.
Если вспомнить, к примеру, римскую империю, то в ее цирках крови было пролито ничуть не меньше, чем на жертвенниках древней Мексики. И вся эта кровь служила лишь для развлечения публики. А европейская охота на ведьм? А геноцид второй мировой войны? Как говорится, «не судите, да не судимы будете».
Давайте лучше попробуем понять, почему религия ацтеков требовала такого количества жертв. Ведь как показывает опыт человечества, причиной редко бывает простая кровожадность народа. Истоки всегда находятся глубже. Поэтому начнем с предыстории.
Ацтеки и их религия: жизнь в ожидании конца
По легендам ацтеков, мир, в котором они жили, был уже пятым по счету. Четыре предыдущих солнца к этому моменту погибли, превратившись вместе с землей в руины в результате катаклизмов, уничтоживших всех людей. Все, что осталось от тех миров - лишь даты, запечатленные на камне солнц и в ацтекском календаре.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что вся их жизнь проходила в ожидании новой катастрофы, способной уничтожить землю. И это, понятно, совсем не добавляло им жизненного оптимизма. Тем более, что гибель мира уже была предсказана самой датой его рождения, а природа достаточно часто испытывала их на прочность, преподнося неприятные сюрпризы.
Да что говорить о столь древней цивилизации! Даже сегодня, вооруженное научными знаниями и изрядно окрепшим за века здравым смыслом, человечество продолжает со страхом ждать конца света. Что же можно требовать от народа, имевшего несравнимо меньше знаний об устройстве вселенной?
По представлениям древних мексиканцев, боги были вездесущи и всемогущи, они вели между собой непрерывную войну, и задачей людей было всеми силами помогать добрым богам в их борьбе со злом. При этом они вовсе не стремились в своей религии, как христиане, достичь некого духовного совершенства или спасения души.
Они всего лишь пытались повлиять на силы природы, которые для них олицетворялись в богах, старались их с одной стороны задобрить, заставить действовать в интересах людей, а с другой - оттолкнуть, или хотя бы смягчить, отрицательных моменты. Именно поэтому религия ацтеков были религией искупления, религией жертв.
Ацтеки и их религия: мифы о рождении мира
Как и в религиях большинства народов времен язычества, в легендах ацтеков всех людей и всех богов родили два изначальных существа, мужчина и женщина, которые до сих пор живут на вершине мира – тринадцатом небе.
Ко времени расцвета империи эта пара состарилась и ушла на покой, отдав власть более молодым и энергичным богам, но по-прежнему именно они определяли момент рождения каждого человека, и тем самым назначали ему судьбу.
Созданием того мира, в котором существовало ацтекская империя, занимались уже их божественные потомки. И самым трудным делом стало для них рождение Солнца, возникшего из крови жертвы. Чтобы дать новому миру свет и тепло, самый маленький из всех богов, покрытый струпьями и нарывами, сам бросился в огромную жаровню. И с пылающих углей встало сияющее Солнце.
Но беда была в том, что родившееся светило не могло двигаться, у него не осталось на это сил. Чтобы накормить его, нужна была кровь. И тогда остальные боги пожертвовали своими жизнями, чтобы подарить жизнь миру.
Это было начало великой драмы, в которой человечеству досталась ответственная миссия – кормить Солнце. Причем, кормить его так, чтобы ему хватало сил двигаться по небу, а значит – дарить жизнь всему живущему на земле.
И поскольку боги все же не люди, то пища их не могла быть той же, что и у человека. А самое ценное, что есть в мире – это человеческая кровь. Именно ее отдавали ради спасения мира. При этом, как бы это ни было для нас удивительно, в большинстве своем жертвы шли на смерть вполне добровольно, поддерживаемые сознанием, что душа их сразу попадет в Дом Солнца.
А если вспомнить, что долина, в которой жили ацтеки, всегда находилась под угрозой какого-нибудь катаклизма, будь то мороз, засуха или наводнение, то стоит ли удивляться готовности людей заплатить за жизнь своего мира любую цену? И каждый раз, когда сердце жертвы клали в чашу у ног бога, они искренне верили, что этим отодвигают неизбежный конец света еще на какой-то срок.
Кстати сказать, календарь ацтеков исчислялся пятидесяти двухлетним циклом, в конце которого люди со страхом и надеждой смотрели на небо, не уверенные в новом восходе солнца.
Ацтеки и их религия: календари и летоисчисление
Надо сказать, что летоисчисление у ацтеков была весьма интересно и совсем не похоже на то, к которому привыкли мы. Начать хотя бы с того, что в империи одновременно использовались два календаря: ритуальный и солнечный.
Первый включал 20 циклов по 13 дней в каждом, то есть ритуальный год состоял всего из 260 дней. Каждый цикл имел свое имя, к примеру, ящерица или тростник, а день внутри него – номер, следовательно, конкретный день обозначался почти так же, как и в привычном нам календаре: 5-тростник.
Никакого отношения к движению солнца или луны этот календарь не имел, да и происхождение его до сих пор неизвестно. Единственное, что определено совершенно точно - к ацтекам он пришел из древних времен, и они не внесли в него никаких изменений, поскольку совершенно аналогичный календарь был известен и народам майя.
Вероятнее всего, он воспринимался людьми как подарок богов, а поэтому считался магическим и священным. Использовали его только для астрологии и предсказаний, и каждый год солнечного календаря получал свое название по тому дню ритуального, в который он начался. К примеру, год мог называться 3-Оцелот, а поскольку каждый день к тому же имел свое значение, то этот первый день задавал судьбу года в целом.
Второй календарь, называемый «солнечная связка», был разбит на 20 месяцев по 18 дней в каждом. Оставшиеся пять дней, которых не хватало до 365 дней целого года, считались «пустыми», несчастливыми днями, а потому не имели названий. В сущности, эти дни как бы вычеркивались из года, подобно тому, как в Нью-Йорке многие дома не имеют тринадцатого этажа.
Надо сказать, что «пустые дни» были пустыми не только по названию. В это время жизнь людей как бы замирала: во всех домах гасились огни, прекращались все дела и устанавливался строгий пост, запрещены были праздники и даже постельные утехи, не заключались сделки и не начинались путешествия. Если же кто-то оказывался столь невезучим, что рождался именно в эти дни, ему предсказывали в жизни самую печальную судьбу.
Поскольку этот календарь был связан с солнечным циклом напрямую, названия месяцев показывали, каким сельскохозяйственным работам или ритуалам должны быть посвящены его дни. Так что, изучая их, можно довольно четко представить себе, в каких заботах и праздниках проходил мексиканский год.
Оба календаря непрерывно сменяли один день на другой подобно двум шестеренкам в механизме. При этом в течение 18 980 дней комбинация из названий и чисел дат обоих календарей была уникальна. А поскольку получившееся число как раз и составляет пятьдесят два года, именно этот цикл был принят у ацтеков, точно так же как у нас принят цикл, равный столетию.
А вот ответа на вопросы, почему был выбран именно такой цикл, и откуда у ацтеков появилась эта вера, что конец света случится в конце одного из циклов, никто не знает. Но факт остается фактом: люди были искренне уверены, что переход с одного цикла на другой приводит мир на грань катастрофы. И что бы как-то подготовиться к ней, в пять пустых дней они наводили порядок в домах, выбрасывали старую одежду и разбивали посуду, символизируя конец старой жизни.
В последнюю ночь жрецы поднимались в храм на вершине Холма Звезды и ждали появления созвездия Плеяд. В это время огромная толпа у подножия в волнении ожидала новостей. Как только звезда достигала зенита (а это было знаком, что конец света в этот раз откладывается), жрецы хватали священную жертву, укладывали ее на камень и с помощью трения разводили на ее груди новый огонь.
В это пламя кидали сердце жертвы, раздувая его до тех пор, пока он не станет хорошо виден собравшимся внизу. Гонцы из всех близлежащих городов разносили священный огонь по всем местным храмам, где он не должен был гаснуть следующие пятьдесят два года.
Из храмов он расходился по всем домам, и в мире устанавливался относительный покой на следующие пятьдесят два года. Но новый цикл воспринимался ими лишь как очередная отсрочка, и всегда оставался страх, что она будет последней.
Ацтеки и их религия: ритуалы и жертвоприношения
Как уже говорилось выше, солнечный календарь достаточно строго предписывал церемонии, которые проходили в каждом месяце. Надо заметить, что ацтеки предпочитали не дожидаться начала какого-либо бедствия, как чаще всего случалось по другую сторону океана, а принимали, так сказать, превентивные меры, считая их более действенными.
И, в общем-то, далеко не каждый ритуал их религии сопровождался смертью людей, многие из них были просто длинными и сложными представлениями, включающими музыку, пение и танцы, а порой и целую театральную постановку, в которой роль божества выполняли цветы, початки маиса или просто фигурки богов.
Но все же, человеческая жертва считалась самой действенной мерой, а потому во время особо ответственных ритуалов жертвоприношение человека было кульминацией праздника.
К примеру, в первый и третий месяцы года на вершине горы в жертву богу дождя Тлалоку убивали детей. Он, в общем-то, считался богом довольно благожелательно настроенным к человеку, но легко мог рассердиться и прислать дождь не в нужное время, а то и вообще организовать наводнение или снег.
В надежде избежать всех этих бедствий, дети и приносились в жертву, причем, чем сильнее они плакали, тем ценнее была их жертва для бога, а значит выше вероятность того, что дождь придет вовремя и беды не случится.
Очень популярна была в ацтекских праздниках идея воплощения бога в человеке. Причем каждому из них соответствовал свой образ. Для одних выбирался молодой красивый юноша, для других – юная рабыня. В этом случае подготовка к празднику начиналась очень рано, порой за год, поскольку человек должен был не просто войти в образ, а прожить в нем некоторое время. И жизнь на это время ему, как правило, создавали роскошную и полную удовольствий.
Но конец у такого воплощенного бога всегда был один – в назначенный день и час он приносился в жертву. И к следующему празднику на его место выбирался новый герой.
Вообще, момент принесения жертвы вовсе не был случайным. Он всегда очень точно рассчитывался жрецами, наблюдавшими за небесными светилами, чтобы добиться максимального эффекта. Так же не был случаен и способ, поскольку весь ритуал жертвоприношения был строго оговорен религией.
Ради одних богов человека клали на жертвенный камень и вырывали его сердце, ради других – сносили ему голову, ради третьих – проводили подобие поединка, оставляя жертву без оружия. Впрочем, мне не хочется останавливаться на этих кровавых подробностях ацтекской религии.
Ацтеки и их религия: богов много не бывает
Как и большинство народов, поклоняющихся силам природы, в своей религии ацтеки имели множество богов. Во главе, естественно, стоял бог Солнца Уицилопочтли, тем более, что он был собственным богом «избранного народа». Почти столь же почитаем был бог дождя Тлалок, чье имя означало «тот, кто заставляет расти».
Не были забыты великие боги Кецалькоатль («пернатый змей»), пришедший к ацтекам от их предшественников и его постоянный противник Тескатлипока («огненное зеркало»), который постоянно носил зеркальный щит и с его помощью наблюдал за деяниями людей. Интересно то, что в одних воплощениях он воспринимался как бог-творец, а в других – как бог-разрушитель.
Имели собственных богов четыре стороны света, были свои боги у каждого растения, у каждого вида деятельности. Даже населенные пункты не были обделены божественными покровителями, принадлежащими только им. Все эти боги вместе имели общее название Четыре Сотни Кроликов.
В огромном пантеоне ацтекских богов у каждого из них были свои функции, почти столь же строго распределенные, как в современном государственном учреждении. А поскольку при завоевании новых земель пантеон обычно пополнялся, можно сказать, что структура его становилась все более сложной.
В конце концов, разобраться во всем этом великом множестве богов могли только жрецы, профессионально занимающиеся этим вопросом. Они даже пытались навести некоторый порядок, присваивая одному богу несколько разных имен, и соответственно - разных функций, которые тот должен выполнять.
Народ эту систему понять даже не пытался, предпочитая поклоняться тем, кто был им ближе: богу домашнего очага, богу кукурузы, богине агавы и другим, столь же родным и понятным. В особенности это касалось жителей сельской местности, оторванных от столичных праздников и ритуалов.
Если же порой требовалось и их участие в каких-либо церемониях, то в этом случае они во всем полагались на слово жрецов, которые говорили им когда плакать, когда смеяться, когда напиваться и когда умирать.
На этом я закончу рассказ о религии ацтеков. Впрочем, как уже говорилось в самом начале, религия не существовала сама по себе, именно в ней стоит искать истоки многих других сторон жизни народа, таких как война, искусство, спорт и даже азартные игры. Но обо всем этом мы поговорим в следующий раз.
Дата: 19.10.2012
Просмотров: 7629
Рейтинг: 0
Облако тегов: ацтеки, религия, жертвоприношения, ритуалы, календарь ацтеков, ритуальный календарь, солнечный календарь, боги ацтеков
Комментарии:
Василий | 11.12.2018 18:53
Перезвоните мне пожалуйста 8 (921)943-27-14, Василий.
|
Антон | 21.12.2018 18:43
Перезвоните мне пожалуйста 8(963) 344-98-23 Антон.
|
Антон | 23.12.2018 16:30
Перезвоните мне пожалуйста 8 (905) 209-39-95 Антон.
|
Антон | 24.12.2018 10:31
Перезвоните мне пожалуйста 8(921)412-16-36 Антон.
|
Антон | 18.06.2019 10:09
Перезвоните мне пожалуйста 8(904)332-62-08 Антон.
|
Антон | 25.06.2019 13:27
Перезвоните мне пожалуйста по номеру 8(963)344-98-23 Антон.
|
Антон | 01.07.2019 05:51
Перезвоните мне пожалуйста по номеру 8(953)367-35-45 Антон.
|
Антон | 05.07.2019 01:41
Перезвоните мне пожалуйста по номеру 8(953)367-35-45 Антон.
|
Антон | 11.07.2019 01:13
Перезвоните мне пожалуйста по номеру 8(962)685-78-93 Антон.
|
Антон | 22.07.2019 21:31
Перезвоните мне пожалуйста по номеру 8(953)367-35-45 Антон.
|
Евгений | 06.08.2019 03:03
Перезвоните мне пожалуйста 8 (962) 685-78-93 Евгений.
|
Виктор | 22.08.2019 04:59
Перезвоните мне пожалуйста 8 (952) 262-69-13 Виктор.
|
Алексей | 24.08.2019 16:58
Перезвоните мне пожалуйста 8(812) 200-42-95 Алексей.
|