gmail sign in create gmail account i forgot gmail password



Светлана Хусаинова

  Блоги

 


Социальная лестница империи ацтеков: рассмотрим нижние ступени

На печать

В любом государстве всегда есть самый многочисленный и самый притесняемый класс, который собственно и создает базу для благополучной жизни всех прочих классов, находящихся на верхних ступенях социальной лестницы. Я говорю о простолюдинах или простом народе.

Именно он обычно оказывается крайним при решении любых политических проблем государства, именно он всегда несет основную тяжесть налогов и сборов, но зато именно он был и остается главной движущей силой в любой стране, так что, несмотря на его довольно низкое положение, верхи всегда вынуждены считаться с ним.

В предыдущих статьях я уже рассказывала о представителях привилегированных классов ацтеков, как правящих, так и просто достаточно зажиточных. А в этот раз  давайте попробуем разобраться с тем, каково было положение сословий, стоящих на самых нижних ступенях социальной лестницы ацтекской империи. И начнем мы со свободных людей незнатного происхождения.


Социальная лестница империи ацтеков: права и обязанности свободных людей

 


ацтековБольшинство свободных людей в ацтекском государстве объединялись в кальпулли (наследственные кланы). Правда, были из этого правила и исключения, но о них речь пойдет несколько позже. Собственно, именно из  кальпулли состояло племя ацтеков в те времена,  когда они только пришли в мексиканскую долину.

Все  члены наследственного клана считались родственниками по линии общего предка, жившего в ту эпоху, когда люди только заселяли землю. Однако постепенно кальпулли превратилось из рода в некую группу домов, квартал, где люди были связаны общим местом жительства и совместным владением землей.

Вообще, в государстве ацтеков было сравнительно немного частной собственности на землю. Большинство земель принадлежало либо государству (к ним относились все земли, закрепленные за должностями чиновников), либо храмам («земли богов»), либо кальпулли. Именно земли кальпулли  распределялись между  крестьянами (массеуали), входящими в его состав.

ацтеков
Каждой семье выделялся надел в соответствии с ее потребностями, поэтому если семья разрасталась – ей выделялся дополнительный участок, если сокращалась и уже не справлялась с обработкой земли – часть надела отбирали.

В принципе, земля предоставлялась в бессрочное пользование и могла передаваться от отца к сыну, но когда наследников не оставалось, или семья оказывалась столь нерадивой, что забрасывала поля на два-три года, клан оставлял за собой право выделенную землю отобрать. Впрочем, если верить хроникам, кальпулли пользовались этим правом нечасто.

Были у члена клана и другие права: его дети ходили в местную школу, сам он и его семья традиционно принимали участие во всех праздниках и церемониях, проходивших в квартале, так же, как и в выборах совета. Кроме того, при распределении еды и одежды, время от времени проводившимся властями, каждая семья получала свою долю.

Но поскольку прав без обацтековязанностей не существует, хватало их и у массесуали. Первой обязанностью мужчины была всеобщая воинская повинность, хотя, возможно, правильнее было бы назвать ее привилегией, поскольку ацтеки никогда не воспринимали участие в войне как тяжкое бремя.

Кроме того, каждый взрослый член клана фигурировал в списках городских властей, поэтому второй его обязанностью были общественные работы, на которые он мог быть призван в любой момент. К таким работам относились уборка улиц, ремонт дорог и мостов, строительство домов и храмов, а главное – содержание государственных и религиозных учреждений.

ацтеков
Но главной обязанностью, равно касавшейся и горожан и сельских жителей, была уплата податей и налогов, которые он отдавал товарами и услугами. И эта повинность была самым тяжелым грузом на их плечах, поскольку от нее были освобождены чиновники всех рангов.  При этом сельским жителям приходилось гораздо труднее, чем горожанам, имевшем хоть какие-то привилегии.

Ниже свободного массеуали, но выше рабов была еще одна социальная ступенька – майеки (безземельные крестьяне). Сложно сказать, откуда они могли появиться в обществе, где изначально каждый человек имел право на земельный надел. Вероятнее всего, это были либо беженцы, либо жители завоеванных городов, лишившиеся своих земель в результате войны.

ацтеков
Этим семьям приходилось арендовать участок у конкретного человека или государства (если земля была закреплена за должностью), за что они расплачивались своим трудом или урожаем. Понятно, что доход в этом случае был заметно меньше, так что безземельные крестьяне были самой неимущей часть населения. Часто они жили плохо даже по сравнению с рабами.

Мало того, хотя майеки считались свободными людьми, их нельзя было назвать полноправными гражданами, поскольку на них не распространялись никакие права массеуали. Единственное, в чем они оставались равны с членами кланов, это воинская служба и судебная ответственность.
 

Социальная лестница империи ацтеков: каждый имел шанс подняться

 


ацтековХотя статус свободного человека был достаточно скромным, он не был лишен определенного достоинства. А главное, даже столь низкое положение не являлось в империи ацтеков непреодолимым препятствием для того, чтобы сделать карьеру, подняться на более высокую ступень социальной лестницы.
 
В сущности, если человек обладал достаточным умом или храбростью, внешностью или везением, жизнь предоставляла ему не так уж мало шансов. Он мог поступить в кальмекак и стать жрецом или чиновником. Он мог отличиться во время боя и сделать военную карьеру.  И наконец, он мог быть замечен сановником или знатной дамой, а в их власти было полностью изменить его жизнь.

Конечно, на высокие должности попадали лишь редкие счастливчики (хотя хроники  утверждают, что простолюдины по происхождению встречались и там), но существовало немало профессий, таких как мелкие чиновники, охранники, привратники,  посыльные, которые быть может и не сулили звезд с неба, но считались вполне уважаемыми и обеспечивали достойную жизнь.

Но самой верной возможностью для простого человека сделать карьеру было  воинское поприще. Судьба воина предназначалась мальчику с самого рождения. Его традиционно встречали словами о том, что он пришел в этот мир воевать. Затем было  обучение в «доме молодых людей», где основное внимание уделялось именно военной подготовке. Так что возможность проявить себя была у каждого юноши.

Когда мальчику исполнялось десять лет, ему полностью обрезали волосы, оставляя лишь одну прядь на затылке. Эта прядь была подобна клейму «салага», поскольку должна была красоваться на его голове до тех пор, пока он не возьмет первого пленника (при этом вполне допускалось, чтобы он брал его не в одиночку).

Совершив такой подацтековвиг, молодой воин получал новый статус, обрезал надоевшую прядь и отпускал волосы, но это был шаг лишь на первую ступеньку, потому что если он никак не проявлял себя в двух-трех ближайших военных походах, его карьера воина заканчивалась.  Ему оставалось лишь вернуться в семью и искать себе новое место под солнцем. 

Но если юноша оказывался рожденным под счастливой звездой, и ему удавалось взять в плен четырех врагов, то перед ним вырисовывались довольно радужные перспективы.

Сам этот факт переводил его в высшую категорию воинов, первыми участвующих в дележе добычи. Для него открывались новые горизонты – богатство, высокие чины, и даже земли на вновь завоеванных территориях, которые для него будут обрабатывать другие люди. К тому же воины такого ранга всегда служили объектом обожания и почитания восхищенной публики.

Была и еще одна ступень воинского успеха. Тем, кого фортуна любила больше всех, предоставлялся шанс вступить  в один из военных орденов, ягуара или орла, служивших при повелителе.

Кстати сказать, император, обычно, не обходил героев своим вниманием. Именно среди них он искал людей на вакантные должности и часто награждал подарками. Так что правящий класс постоянно обновлялся, вбирая в себя самых достойных представителей простого народа, и в этом была его огромная сила.

 

Социальная лестница империи ацтеков: плюсы и минусы положения рабов



На самой нижней ступени социальной лестницы ацтеков находились рабы. Это название вполне применимо к той категории людей, о которой я хочу рассказать, поскольку в главном их положение совпадало с хорошо знакомым нам понятием рабства. ацтеков

Раб не  был гражданином, не считался человеком – он был лишь движимым имуществом хозяина. Но при всем внешнем сходстве в положении ацтекских и знакомых нам по книгам и фильмам рабов, существовали немалые отличия, которые принципиально меняли ситуацию.

Во-первых, раб у ацтеков всегда имел достаточную еду и крышу над головой. Он, конечно, не получал никакой платы за свою работу, но при этом его участь была во многом комфортней, чем у безземельного крестьянина, который далеко не всегда мог похвастать такой роскошью.

Кроме того, поскольку он не был гражданином, то на него не распространялись гражданские обязанности, поэтому его не призывали на военную службу, он не платил налогов, не понятно даже могли ли его привлечь к суду, или ответственность за него нес хозяин.ацтеков

Во-вторых, не существовало никаких препятствий для брака между рабом и свободным человеком, а все дети, даже от союза рабов между собой, по закону считались свободными людьми, а значит - имели такую же возможность сделать карьеру, как любой другой свободный человек.

А в-третьих, рабство у ацтеков вовсе не обязательно было пожизненным. Существовало довольно много путей, которые позволяли человеку снова стать свободным.

Раб, например, мог выкупить себя, вернув хозяину  заплаченную за него сумму. А поскольку ему вовсе не возбранялось иметь товары или покупать собственных рабов, то нельзя сказать, что такая возможность был абсолютно не реальна.

Многие рабы получали свободу после смерти хозяина по завещанию или по указанию правителя. Такое освобождение было достаточно распространенным.

Еще одним вариантом был побег.  Раб мог попробовать вернуть себе свободу, убежав с рынка.  При этом закон запрещал ловить его в это время кому-либо еще, кроме самого хозяина и его сына. Нарушивший это правило сам становился рабом.

И наконец, любой человек мог выкупить раба, или заменить его другим. Кстати сказать, нередки были случаи, когда в рабстве у одного хозяина по очереди пребывали несколько братьев одной семьи, сменяющие друг друга. Такое случалось, если бедная семья продавала одного из детей в рабство, чтобы помочь остальным продержаться в трудное время.

ацтеков
При каждой замене хозяин доплачивал небольшую сумму, но, вполне понятно, что при этом стоимость раба становилась все выше и выше, а значит - выкупить его становилось все сложнее и сложнее. Долг аннулировался только в том случае, если раб умирал, но хозяева обычно обращались с этим «имуществом» очень бережно. Так что эта традиция «старого рабства», в конце концов, была отменена указом правителя.

Иными были и пути, которыми человек попадал в рабство. Конечно, самый распространенный в старом свете вариант, когда захваченных пленников продавали на рынке, существовал и в государстве ацтеков. Именно с этой целью порой совершались набеги на непокоренные племена.

Однако пленники, захваченные в битвах, обычно предназначалась в жертву богам, поэтому, даже попав в рабство, они оставались потенциальными жертвами с отсроченным приговором и, как правило, все равно заканчивали свои дни на жертвенном камне.

Второй категорией рабов были преступники, потерявшие свободу в результате приговора суда. В законах ацтеков не было такого наказания, как длительный срок заключения, поэтому человек, пойманный на воровстве, становился рабом пострадавшего на все время, которое потребуется для возмещения убытков и уплаты штрафа.

Рабами становились и те, кто был пойман при попытке похищения детей для продажи в рабство, или ловил сбежавшего с рынка невольника. Но всего неожиданнее закон, по которому  человек становился рабом, если во время родов умирала его любовница-рабыня – он как бы заменял собой ту, что умерла по его вине.

И все же, документы свидетельствуют, что самой многочисленной категорией были добровольные рабы. Любой свободный человек мог продать себя в рабство и не так уж редко прибегал к этому способу. Конечно, он терял при этом гражданский статус, зато получал гарантированную пищу и кров.

Кто-то из этих людей был просто бездельником, потерявшим свой кусок земли, кто-то игроком, поставившим себя и всю свою собственность на кон, кто-то хотел снять с себя ответственность за собственную жизнь, а для кого-то это был единственный способ выплатить долг. Нет сомнений, что существовали и другие причины, заставляющие человека решиться на такой поступок, а может быть просто выбрать путь наименьшего сопротивления.

Акт передачи себя хозяину обязательно проходил в присутствии хотя бы четырех уважаемых свидетелей. Человек получал на руки плату за себя и оставался свободным до тех пор, пока не истратит ее. Если платой, к примеру, были предметы одежды, то свобода длилась до тех пор, пока они не изнашивались.

К слову сказать, перепродажа рабов была у ацтеков не популярна. Повторно выставляли на рынок только ленивых и строптивых. Мало того, прежде чем решиться на такой шаг,  хозяин по закону должен был в присутствии свидетелей трижды провести воспитательную беседу.

Однако, если раб не поддавался перевоспитанию и вынуждал трех хозяев избавиться от него, то перед ним вставала вполне реальная перспектива  быть купленным только ради принесения в жертву.

И все же участь раба в ацтекском государстве была не так уж печальна. Для трудолюбивого и послушного человека вероятность закончить свою жизнь на жертвенном камне была гораздо меньше, чем вероятность снова стать свободным благодаря завещанию хозяина.

При этом им не грозила нищета, а жизнь их не была обременена обязанностями свободного человека. К тому же в Мексике было принято хорошо обращаться с рабами, поскольку они считались любимыми детьми Тескатлипоки, бога творца и разрушителя, так что хозяин боялся слишком суровыми наказаниями навлечь на себя божий гнев.
 
Итак, мы рассмотрели всю социальную лестницу ацтекской империи, от самой верхней ее ступеньки  до самой нижней. Конечно, жизнь разных сословий никогда не была и не будет одинаковой, но вот какой любопытный момент: у ацтеков уровень жизни далеко не всегда соответствовал уровню социального положения. Достаточно вспомнить в качестве примера жрецов и рабов.

В следующий раз мы поговорим о столице ацтекской империи, городе Теночтитлане, сегодняшнем Мехико.
 

 

 

Просмотров: 3252
Рейтинг: 0


Облако тегов: простолюдины империи ацтеков, кальпулли, рабы, массеуали
Комментарии:

lonyhnezq | 10.11.2014 09:09

Привет! Классно.


Рейтинг: 0 

35stupenek.ru | 15.03.2016 11:10

Война составляла важнейшую сферу жизнедеятельности ацтеков. Успешные войны обогащали империю и предоставляли возможность отдельным воинам продвинуться вверх по социальной лестнице. Главной доблестью считался захват пленного для жертвоприношения; воин, взявший в плен четырех воинов противников, повышался в чине.


Рейтинг: 0 

likevk_btel | 20.04.2017 04:24

Только тут есть накрутка групп, продвижение профиля быстро. Раскрутка Twitter и т.д.. А ещё у нас можно купить подписчиков на профиль, раскрутить платно группу. Биржа накрутки: https://ilizium.com /


Рейтинг: 0 

CurtisZek | 14.10.2017 23:55

Мы ценим ваше время и делим с вами общие цели. Ваши продажи для нас главный приоритет. заказать продвижение вашего товара в соц сетях логин скайпа SEO2000 оращайтесь договримся есть примеры работ логин скайпа SEO2000


Рейтинг: 0 

Оставьте свой комментарии:
Ваше имя*: 
Комментарий*: 
Введите ответ цифрой*:  1-4=
Забыли пароль?
Вы действительно хотите выйти?
Msn Kaydol Hotmail ac Eposta Kur Outlook Ac Hotmail Sign in Hotmail Sign up Hotmail Sign in Hotmail Sign up
Sucking dick with Sara Monroe2 Kiralık Vinç